Эпоха монстров Часть 1
Чемпионаты - WRC - World Rally Championship

Эпоха монстров (группа В). Часть 1. 1982 год
1982 год стал, вне всяких сомнений, судьбоносным в истории мирового ралли. Причин тому множество. Старые группы машин (1, 2, 3 и 4), которые были представлены легендарными автомобилями Lancia Stratos, Fiat 131 Abarth, Renault Alpine, Porsche Carrera и другими, к этому времени уже изжили себя и постепенно стали «сходить со сцены».

BETTEGA-PERISSINOT - Tour de Corse 1982, фото M&R 1982

BETTEGA-PERISSINOT - Tour de Corse 1982

На смену «старичкам» пришли «молодые волки»: группы А, N и В. Группа N, начавшая свою историю в уже далеких 80-х годах ХХ века, существует до сих пор. Но машины этой группы по своим характеристикам максимально приближены к серийным моделям. Из-за этого ни о каком бустром техническом прогрессе и развитии в этой группе речи не идет. Группа А предоставляла разработчикам большую свободу действий. Однако и в ней были свои ограничения (например, запрещалось использование материалов, не применяющихся при создании «гражданской» модели машины).

История группы В (1982-1986). Часть 1. 1982 годИстория группы В (1982-1986). Часть 1. 1982 год

Но вот группа В стала по-настоящему революционной. Для участия машины в этой группе требовалось выпустить не более 200 экземпляров. В строительстве автомобиля можно было использовать любые материалы и увеличивать его мощность до астрономических цифр. Группа В породила целое поколение машин, получивших заслуженное звание «монстров». Это были действительно «монстры» - машины с невероятно мощным двигателем, с легким кузовом и инновационными решениями. В 1986 году (последнем году существования группы В) такие машины как Lancia Delta S4, Peugeot 205 T16 и Audi Quattro перешагнули рубеж мощности в 500 лошадиных сил. Справляться с таким «зверем» помогал полный привод, современные и инновационные материалы, применявшиеся при создании всех частей машин, а также безудержная и ничем не ограниченная фантазия инженеров и механиков, сумевших создать легенду ралли. Турбированные двигатели и полный привод современных машин WRC пришли именно из времен группы В.

История группы В (1982-1986). Часть 1. 1982 годИстория группы В (1982-1986). Часть 1. 1982 год

Пионером группы В стала Audi. В 1982 году немцы создали революционную машину – Audi Quattro. Это была большая, и выглядящая угловато машина. Однако в ней был заложен огромный потенциал. Эта машина под управлением Хану Миккола, Стига Блонквиста, а также бесподобной Мишель Моутон (единственной женщины-пилота в истории всего мирового автоспорта, которая выигрывала ралли и в результате смогла стать вице-чемпионом) в 1982 году буквально «вынесла» всех соперников в Чемпионате. За Audi Quattro в 1982 году числятся победы на ралли Швеция, Португалия, Греция, Бразилия, Финляндия и Италия. А вот личный зачет выиграл не менее легендарный немец Вальтер Рёрль, выступавший на Opel Ascona 400.

В 1982 году также состоялся дебют машины, ставшей настоящим символом группы В. Речь идет о Lancia Rally 037. Автомобиль дебютировал на ралли Корсика. В бой его повели итальянец Аттилио Беттега и финн Маркку Ален. Однако дебют нельзя признать удачным. Заняв на первом СУ второе место, экипаж Аттилио Беттега на втором СУ попал в жуткую аварию. Штурман Маурицио Перрисино остался невредим, а вот Аттилио был доставлен в госпиталь с многочисленными переломами ног и костей таза. А вот Маркку Ален сумел-таки финишировать на девятом месте, доказав, что у новой машины есть потенциал. Неудачи преследовали Маркку практически весь сезон. В Греции он сошел из-за проблем с коробкой передач, а в Финляндии и Италии из-за отказа двигателя. Однако в 1982 году Lancia Rally 037 праздновала и первую победу. Маркку Ален смог подняться на высшую ступень подиума национального чемпионата Великобритании, а на ралли Великобритания сумел занять четвертое место. Таким образом, у Lancia зародились надежды на будущее.

Личный зачет. 1982 год.

1. Вальтер Рёрль (Германия) – Opel Rothmans - 109
2. Мишель Моутон (Франция) – Audi Quattro - 97
3. Хану Миккола (Финляндия) – Audi Quattro - 70
4. Стиг Блонквист (Швеция) – Audi Quattro - 58
5. Бъёрн Эклунд (Швеция) – Saab Team - 57
6. Бъёрн Вальдегаард (Швеция) – Toyota Team - 36
7. Хенри Тойвонен (Финляндия) – Opel Rothmans – 32

Зачет марок. 1982 год

1. Audi – 116
2. Opel – 104
3. Datsun – 57
4. Ford – 55
5. Toyota – 41
6. Renault – 34
7. Porsche – 28
8. Mitsubishi – 28
9. Lancia – 25
10. Talbot – 24

1983 год стал для группы В годом «полноценного боевого крещения» и годом полного доминирования Lancia. Итальянцы учли ошибки, допущенные в 1982 году. В итоге монополия на победы Audi Quattro закончилась. Lancia Rally 037 под управлением звезд мировой величины Маркку Алена, Вальтера Рёрля и Мики Бьязона демонстрировала положительные результаты выступления на каждом этапе, и в конце сезона стала победителем в зачете марок Чемпионата мира, Чемпионата Европы и Чемпионата Италии.

ALEN-KIVIMAKI Tour de Corse 1983, фото M&R

ALEN-KIVIMAKI Tour de Corse 1983

Победное шествие Lancia Rally 037 началось с первого этапа – ралли Монте-Карло. Валтер Рёрль, перешедший в итальянскую команду из Opel, немедленно посрамил считавшуюся явным фаворитом Audi. Однако немецкая команда (лидером которой в то время был Ханну Миккола) так просто сдаваться не собиралась. Audi взяла реванш у Lancia на следующем ралли Швеция. В течение сезона Ханну также стал победителем португальского, аргентинского, финского и бандамского. RAC ралли в Великобритании осталось за вторым пилотом Audi Стигом Бломквистом. Однако общее количество побед позволило финну серьезно оторваться от всех в личном зачете и стать чемпионом мира.

История группы В (1982-1986). Часть 2. 1983 годИстория группы В (1982-1986). Часть 2. 1983 год

Но этих побед для завоевания чемпионского звания в зачете марок оказалось явно недостаточно. Здесь команда из Турина наголову разбила своих соперников. Победу на Тур де Корс праздновал Маркку Ален, следом за этим последовали первые места Вальтера Рёрля на ралли Акрополис и в Новой Зеландии. И довершил «разгром немцев» в зачете марок все тот же Марку Ален, выигравший ралли Сан-Ремо. Такое уверенное доминирование заставило всех говорить о том, что Lancia Rally 037 стала «прямой наследницей «короля стратосферы» - Lancia Stratos.

История группы В (1982-1986). Часть 2. 1983 годИстория группы В (1982-1986). Часть 2. 1983 год

Личный зачет. 1983 год.

1. Ханну Миккола (Финляндия) – Audi Sport – 125 очков.
2. Вальтер Рёрль (Германия) – Lancia Martini – 102 очка.
3. Маркку Ален (Финляндия) – Lancia Martini – 100 очков.
4. Мишель Моутон (Франция) – Audi Sport – 89 очков.
5. Стиг Блонквист (Швеция) – Audi Sport – 58 очков.
6. Арии Ватанен (Финляндия) – Opel Rothmans – 44 очка.
7. Аттилио Беттега (Италия) – Lancia Martini – 42 очка.

Зачет марок. 1983 год.

1. Lancia – 118.
2. Audi – 116.
3. Opel – 87.
4. Nissan – 52.
5. Renault – 27.
6. Toyota – 24.
7. Subaru – 13.
8. Volkswagen – 11.
9. Peugeot – 10.
10. Alfa Romeo – 9.

1984 год. Год «мести» Audi за поражения в 1983 году. «Четыре кольца» подготовились к Чемпионату более чем серьезно, заполучив в команду звезд ралли первой величины: Ханну Миккола, Вальтера Рёрля и Стига Блонквиста. Более того, в этом году Audi выставила совершенно новую машину Audi Sport Quattro. Это был революционный для своего времени автомобиль. Созданный в 1980 году, Sport Quattro сразу поразил всех своим мощным пятицилиндровым трубированным двигателем и полным приводом. К 1984 году машина была доведена практически до совершенства.

История группы В (1982-1986). Часть 3. 1984 годИстория группы В (1982-1986). Часть 3. 1984 год

Однако были у Sport Quattro и свои недостатки. Так, машина обладала избыточной поворачиваемостью из-за слишком большого веса (чуть более 1200 килограмм) и переднемоторной компоновки. Инженеры Ингольштадта приложили максимум усилий, чтобы избавить машину от «детских болезней». Была сокращена длина (с 2524 мм до 2204 мм), а также изменена развесовка. В Audi Sport Quattro 1984 года 55% веса приходилось на заднюю часть (ранее эта величина составляла 45%). Мощность двигателя еще более выросла. Теперь под капотом рычал «зверь» в 450 «лошадей». Настолько мощным двигателем на то время не обладала ни одна раллийная машина. Так что никто из соперников не смог противопоставить немцам ничего.

История группы В (1982-1986). Часть 3. 1984 годИстория группы В (1982-1986). Часть 3. 1984 год

С таким раскладом становится понятно, что чемпионом мира 1984 года стал пилот Audi. Это Стиг Блонквист, пилот настолько уникальный, что даже сейчас, спустя 20 лет, его достижения продолжают поражать воображение всех пилотов и болельщиков WRC. В 1984 году швед выиграл в одну калитку ралли Швеция, Греция, Новая Зеландия, Аргентина и Кот д’Ивуар. Ханну Миккола стал вице-чемпионом, выиграв ралли Португалия, и заняв вторые места практически на всех остальных этапах Чемпионата.

ALEN-KIVIMAKI Tour de Corse 1984

ALEN-KIVIMAKI Tour de Corse 1984

Lancia в 1984 году откровенно провалилась. Лучшим результатом команды из Турина стало первое место Марку Алена на ралли Корсика. Все. Больше нигде герои прошлого года не блеснули. Это ясно дало понять, что времена Lancia 037 с ее моноприводом прошли. А только-только появившаяся Lancia 038 еще требовала доводки, чтобы всерьез бороться за победы.

То же самое случилось и с командой Peugeot. Выставив новое оружие – Peugeot 205 T16 (будущую легенду ралли), «Львы» пострадали от того, что машина оказалась откровенно «сырой». Даже опытный Ари Ватанен ничего не смог сделать в такой ситуации. Между тем T16 представлял из себя будущее группы В. Мощный, легкий, с центральнорасположенной компоновкой, с турбированным двигателем, полным приводом и отличной управляемостью, этот автомобиль уже показал всем, что в скором времени с ним не сможет сравниться никто. И произошло это в Италии, на ралли Сан-Ремо, где Peugeot 205 T16 легко опередил «короля 1984» Sport Quattro.

Личный зачет. 1984 год

1. Стиг Блонквист (Швеция) – Audi Sport – 125 очков.
2. Ханну Миккола (Финляндия) – Audi Sport – 104 очка.
3. Марку Ален (Финляндия) – Lancia Martini – 60 очков.
4. Арии Ватанен (Финляндия) – Opel Rothmans/Peugeot Sport – 60 очков.
5. Аттилио Беттега (Италия) – Racing Martini – 49 очков.
6. Микки Бьязион (Италия) – Club Totip – 43 очка.
7. Бьорн Эклунд (Швеция) – Audi Sport – 30 очков.

Зачет марок. 1984 год

1. Audi – 120 очков.
2. Lancia – 108 очков.
3. Peugeot – 74 очка.
4. Toyota – 62 очка.
5. Renault – 55 очков.
6. Opel – 48 очков.
7. Nissan – 46 очков.
8. Volkswagen – 34 очка.
9. Subaru – 11 очков.
10. Fiat – 9 очков.