Volvo C30 - Шаг за шагом: экологические автомобили
Марки - Volvo

Шаг за шагом: экологические автомобили Volvo C30

Шаг за шагом: экологические автомобили Volvo C30Инженеры Volvo полагают, что будущее станет мультитопливным. Однако и в перспективе повышение эффективности будет важнее, чем поиск альтернативных источников энергии.Комментарии
Фото компании Volvo

Событие, которое долго ждали в Китае, откладывали в США и побаивались в Европе, произошло 28 марта этого года. Именно в этот день Zhejiang Geely Holding Group Co., Ltd. и Ford Motor Company подписали соглашение о покупке-продаже акций Volvo Car Corporation. Ожидается, что сделка будет полностью завершена уже в третьем квартале текущего года.

Клятва на верность

Сегодня компания Volvo Cars представлена более чем в ста странах мира. Очевидно зная о закономерном беспокойстве мировой общественности по поводу дальнейшей судьбы шведского производителя автомобилей премиум-класса, Председатель правления Zhejiang Geely Holding г-н Ли Шуфу (Li Shufu) уже в момент подписания соглашения заверил клиентов Volvo о своём стремлении поддерживать и развивать прежние ценности бренда, к которым он причислил безопасность, высокое качество, заботу об окружающей среде и современный скандинавский дизайн.

Китайский руководитель также подчеркнул, что сразу после завершения сделки Volvo Cars получит статус отдельной компании со своей штаб-квартирой в Гётеборге и командой управления, которая и будет уполномочена укреплять лидерство скандинавской компании в области технологий безопасности и защиты окружающей среды.


Volvo C30 Кладов Другое
Volvo C30 Кладов Другое

Лакмусовая бумага

Разумеется, в той или иной степени обещания Ли Шуфу можно отнести к дипломатии положенной в таких ситуациях. Однако названные менеджером из Ханчжоу направления лидерства как раз являются теми индикаторами, по которым через некоторое время можно будет оценить серьёзность его намерений. И отношение к экологическим проектам в данном случае будет даже более важным, чем работы в области безопасности автомобилей.

Разные менталитеты

В последнее время у жителей скандинавских стран принято дарить друг другу вещи бывшие в употреблении. Но не потому, что шведы или датчане вдруг стали более жадными, чем были прежде – они не хотят лишний раз напрягать промышленность и экономят таким способом природные ресурсы.

В Китае же, с его невероятными темпами роста промышленного производства, ещё более безудержно увеличивается жажда потребления. Стремление к безопасности изделий индустриального производства, как и самой промышленности, вряд ли является ключевым для большинства современных китайцев. А забота об окружающей среде наверняка стоит в списке их приоритетов ещё дальше.

Конечно, в Китае растёт спрос и на автомобили Volvo . И этот факт радует, поскольку говорит о том, что увеличивается число жителей Поднебесной разделяющих в той или иной мере ценности шведского бренда. Однако количество таких людей пока невелико.


Volvo C30 Кладов Другое
Volvo C30 Кладов Другое

Комплексная задача

Вдобавок ко всему разница менталитетов является лишь незначительной частью глобальной экологической проблемы. Существует множество более серьёзных вопросов.

Если с необходимостью улучшения степени безопасности машин в конечном итоге никто не спорит, то по поводу безопасности экологической мнения полярно разделены.

Если с методами совершенствования конструкции автомобилей с целью увеличения их безопасности всё предельно ясно, то технологии защиты окружающей среды и вопросы  им сопутствующие всё ещё кажутся клубком проблем и противоречий. Особенно при взгляде со стороны.

В то время как потребители выстраиваются в очередь за Toyota Prius или покупают Ford Fusion Hybrid, находится огромное количество экспертов, которые называют подобное поведение массовым психозом, а сами гибридные системы считают тупиковой технологией.

По их мнению, только немедленный переход к использованию водорода в качестве топлива является единственно верным решением, способным спасти мир от катастрофы.

Для принятия решений в данной области необходимы и предвидение, и мужество.


Volvo C30 Кладов Другое
Volvo C30 Кладов Другое

Драйв и экология

Разбираться в столь непростой теме, как борьба с выбросами двуокиси углерода в атмосферу, лучше всего как раз на примере компании Volvo Cars.

Почти что сорок лет назад, в 1972 году, выступая на конференции ООН в Стокгольме, исполнительный директор (CEO) шведской фирмы заявил о том, что автомобили загрязняют окружающую среду. А вскоре после этого компания Volvo подарила миру трёхкомпонентный каталитический нейтрализатор с лямбда-зондом. И  с тех пор шведские инженеры и учёные упорно и последовательно работают над экологической программой.

Сегодня комплексная экологическая стратегия Volvo Car Corporation носит название DRIVe. Подразумевается не драйв от быстрой езды, а ведущая роль и лидерство. Под этим наименованием объединены все инициативы Volvo в области охраны окружающей среды.

Но чтобы не утонуть в информации, стоит сосредоточиться только на автомобилях, точнее, на одной модели – Volvo C30. Как правило, все экологические инновации инженеры сначала проверяют на этой платформе, а затем тиражируют в других кузовах.

Проверенные методы

Однако и с автомобилями в Volvo Cars работают сразу по нескольким направлениям.

Первое из них носит абсолютно традиционный характер.

Специалисты из Гётеборга добились улучшения аэродинамики автомобиля, путём установки пластин под его днищем и применив колёсные диски с плоскими поверхностями.

Сопротивление качению удалось снизить при помощи специальных шин, а массу – за счёт лёгких материалов.

Всё это дополнили системой Start/Stop и вполне традиционными ДВС –  дизельными моторами объёмом 1.6 литра и мощностью 109 л.с.

В итоге Volvo предложило покупателям семейство машин, которое так и нарекли – DRIVe.


Volvo C30 Кладов Другое
Volvo C30 Кладов Другое

Параметры расхода топлива и выбросов CO2 у Volvo C30 1.6D DRIVe действительно выдающиеся – 3.8 л на 100 км (в смешанном цикле) и 99 г/км. В Volvo утверждают, что такой автомобиль способен проехать без дозаправки почти 1300 км.

Однако участники состязания Volvo DRIVe Challenge, проведённого португальским дилером Volvo среди европейских автомобильных журналистов, продемонстрировали, что при умелом вождении указанная дистанция может быть легко превышена. Победитель этого соревнования проехал на одном баке топлива от Лиссабона до Лиля (через Бордо и Париж), преодолев 1937, 7 км. Средний расход топлива оказался равным 2,5 литра.


Volvo C30 Кладов Другое
Volvo C30 Кладов Другое

Подобные результаты не могли не заслужить признания. В конце прошлого года Volvo C30 1.6D DRIVe был удостоен премии «Экологический автомобиль 2009 года» онлайнового издания TheGreenCarWebsite.co.uk. Модель Volvo C30 DRIVe вышла вперед по результатам онлайнового голосования, оставив позади таких конкурентов, как Toyota Prius и BMW 316d. Помимо общей победы в голосовании среди посетителей сайта, Volvo C30 DRIVe получил поддержку журналистов сайта TheGreenCarWebsite.co.uk, единогласно утвердивших Volvo победителем в категории «Экологический автомобиль года».

А буквально на днях шведские инженеры снова принимали поздравления. Немецкий автомобильный клуб ADAC присудил высшую оценку, пять звёзд, но уже модели Volvo V70 1.6D DRIVe, по результатам ежегодного экологического теста.

Эксперты ADAC протестировали свыше тысячи автомобилей, но помимо модели V70 DRIVe лишь три из них показали настолько же хорошие результаты, причём два автомобиля оборудованы гибридными системами, а у третьего двигатель работает на газе.

Модель Volvo V70 DRIVe стала первым автомобилем среди потребляющих обычное топливо, который заслужил пять звёзд у немецкого автомобильного клуба.

Подводя промежуточный итог и забегая немного вперёд, следует подчеркнуть важное обстоятельство: инженеры Volvo полагают, что и в будущем экономия топлива будет важнее поиска его альтернативных видов.

Вечный двигатель

Похоже, что большинство производителей автомобилей разделяют мнение шведских специалистов. Напуганные кризисом, они выдали на-гора целые семейства бензиновых и дизельных двигателей, обладающих поразительными характеристиками – низким расходом топлива в сочетании с высокой мощностью.

Volvo Cars в силу скромных возможностей ограничилась одним новым мотором. Зато каким!


Volvo C30 Кладов ДругоеCCV_11_
Volvo C30 Кладов ДругоеCCV_12_

4-цилиндровый 2-литровый двигатель GTDi (бензиновый двигатель с турбонаддувом и системой прямого впрыска топлива) развивает максимальный крутящий момент 320 Нм и мощность 203 л.с. А 300 Нм мотор выдаёт уже с 1750 об/мин.

При этом седан Volvo S80 оснащённый таким агрегатом с автоматической коробкой передач расходует в смешанном цикле 8,3 л топлива на 100 км/час.

Интересно, что в списке моделей, для которых предназначен этот двигатель, помимо S80 указан кроссовер XC60 и универсал V70, однако отсутствует Volvo C30. Хотя как раз в эту машину мотор просто напрашивается. Кроме ограничения производственных мощностей или дороговизны самого мотора для компактного купе, других причин, скрываемых за таким решением, разглядеть не удаётся.

В основе конструкции двигателя Volvo 2.0 GTDi лежит новый нагнетатель, созданный шведскими мотористами в содружестве с компаниями Borg-Warner Turbo System и Benteler Automotive.

 Отличие нового мотора от предыдущих агрегатов заключается в том, что выпускной коллектор и корпус турбины, размещённый непосредственно в нём, выполнены не из литого металла, а из листовой стали. Такая конструкция даёт компактные размеры, меньший вес и лучшие тепловые характеристики.

Кроме этого в данном двигателе используется система прямого впрыска топлива и система изменения фаз газораспределения с двумя распределительными валами, как для впускных, так и для выпускных клапанов.


Volvo C30 Кладов Другое
Volvo C30 Кладов Другое

Инженеры в очередной раз убедительно продемонстрировали, что слухи о скорой смерти двигателей внутреннего сгорания являются преждевременными.

Спирт и бензин

По данным компании Volvo сорок процентов автомобилей этой марки, проданных в 2008 году, были укомплектованы двигателями (ДВС) содержащими технологию Flexifuel.

Обычно автомобили с такими моторами заправляются биоэтанолом E85, но могут работать на смеси бензина и этанола имеющей разные пропорции.

Сегодня шведский производитель предлагает широкую гамму моделей, в которых используется технология Flexifuel, включая автомобиль Volvo C30 2.0F DRIVe, двигатель которого развивает мощность 125 л.с.

Применение биоэтанола E85 несколько ухудшает экономичность мотора, но может привести к увеличению мощности. Однако главное заключается в другом – биоэтанол E85 уменьшает выбросы CO2 почти на 80% по сравнению с ископаемыми видами топлива.

Поначалу биоэтанол производили в основном из зерновых культур или из сахарного тростника. Но поскольку данные растения относятся к продуктам питания человека, этанол попал под огонь критики.


Volvo C30 Кладов Другое
Volvo C30 Кладов Другое

В настоящее время в автомобилях используется так называемый биоэтанол второго поколения, который изготавливают из биомассы. Биомасса – возобновляемый природный источник энергии, хотя и не безграничный, поскольку имеет определённый период ротации.

Тем не менее, в Volvo считают этанол хорошим топливом. Он имеется в наличии уже сегодня и может дать экологический эффект завтра. Разумеется, для его использования (как и для всякого альтернативного топлива) нужно создавать инфраструктуру. Помимо этого понадобятся пропаганда и стимулирование потребительского спроса. А для решения таких задач даже в масштабе маленькой Швеции потребовалось сотрудничество производителя автомобилей, поставщика топлива (из Бразилии), правительства и покупателей.

Но в Швеции справились с перечисленными проблемами. И теперь специалисты из Гётеборга готовы поделиться полученным опытом с другими странами.

Самим же шведам биоэтанол так понравился, что двигатели с технологией Flexifuel они рассматривают в качестве основного варианта для своих будущих гибридных систем.

Этанол и электричество

Вообще-то, слово «гибрид» должно настораживать любого инженера, стремящегося к эффективности (смотрите всё, что написано выше), поскольку наличие двух параллельных систем в одном автомобиле уже говорит, по меньшей мере, об увеличении его массы. И это даже в том случае, если оставить «за скобками» тяжёлые электрические аккумуляторные батареи.

На сегодняшний день существует большое разнообразие вариантов конструкций гибридных систем, но, кажется, есть только два типа, которые отличаются друг от друга принципиально.

В первом случае машина становится похожей на электромобиль: приводится в движение электромотором, в то время как двигатель внутреннего сгорания в совокупности с генератором играет роль бортовой электростанции.

Во втором случае, напротив, электромотор и батарея небольшой ёмкости служат придатком к традиционному механическому силовому приводу идущему от ДВС. Подобную конструкцию любит использовать, например, BMW.

Но увеличение массы получается в обеих ситуациях.


Volvo C30 Кладов Другое
Volvo C30 Кладов Другое

За счёт чего же тогда можно получить экономию топлива (или денег) и экологический выигрыш?

Понятно, что к.п.д. электромотора выше, чем двигателя внутреннего сгорания. Плюс к этому в гибридной системе «электромобильного типа» ДВС большую часть времени должен работать в более эффективном режиме, чем на обычном автомобиле.

Так картина выглядит, если не касаться вопросов подзарядки от внешнего источника электроэнергии. Однако всё ведь ради этого и затевалось!

Сразу появляются два больших перечня вопросов – технических и экономических.

Технические вопросы: тип электростанции, топливо, используемое на ней, степень очистки выбросов, если станция – тепловая и.т.д.

Экономические вопросы ещё сложнее: инфраструктуры, схемы доставки энергии, тарифы, системы оплаты, налоги, стимулирование потребителей и.т.п.

Так или иначе, но эффективность гибридного (и электрического) автомобиля куда больше зависит от ответов на эти вопросы, чем от качества разработки самой машины. Но со временем эти ответы, наверняка, появятся. Пока лишь понятно, что подобные машины смогут поменять расположение зон загрязнения – разгрузить мегаполисы.


Volvo C30 Кладов Другое
Volvo C30 Кладов Другое

В гибридной системе «механического типа» всё проще. Аккумуляторы помимо всего прочего подзаряжаются энергией торможения. Электрический мотор помогает основному двигателю при разгоне. Либо «тащит» весь автомобиль, когда тот передвигается совсем уж в щадящем режиме, да и то на очень небольшое расстояние.

Выигрыш минимален. И оправдывает ли он усложнение конструкции и увеличение затрат?

Снова поищем ответы вместе с Volvo .

ReCharge Concept

Свой первый гибридный автомобиль компания Volvo представила публике в сентябре 2007 года, на автосалоне во Франкфурте. А москвичи смогли увидеть концепт ReCharge год спустя, на своём домашнем мотор-шоу. Сегодня, наверное, нет смысла повторно описывать конструкцию и перечислять все параметры этого автомобиля, но о главных напомнить стоит.

 ReCharge приводился в движение с помощью четырёх мотор-колёс. Аккумуляторные батареи, позволяющие проехать 100 км без подзарядки, располагались в багажнике.

Расположение аккумуляторов было единственным видимым недостатком концепта. Даже компактный Volvo без багажника – это уже не Volvo . К тому же это место не является безопасным.


Volvo C30 Кладов Другое
Volvo C30 Кладов Другое

Скоро в серию

В настоящее время Volvo Car Corporation в содружестве с энергетической компанией Vattenfall разрабатывают новый заряжаемый от розетки гибридный автомобиль, который должен появиться на рынке в 2012 году.

О проекте пока известно совсем немного, тем не менее, уже ясно, что по сравнению с концептом ReCharge новый гибрид имеет много отличий.

В два раза сократилась дистанция пробега без подзарядки аккумуляторных батарей. Теперь она составляет всего лишь 50 км. Разработчики полагают, что этого должно хватить для того, чтобы доехать до работы и вернуться обратно.

При более дальних поездках используется экономичный дизельный двигатель. Volvo утверждает, что этот мотор потребляет менее 2 л на 100 км пути. Столь скромная величина вызывает определённые сомнения. Но даже, если поверить в неё, то стоимость 1 км пути на электротяге всё равно получится в несколько раз дешевле, чем цена дизельного топлива.

За поставку электроэнергии, создание сети станций зарядки, разработку тарифов и систем оплаты как раз и отвечает компания Vattenfall.

В новом варианте гибрида не используются мотор-колёса. А сами опытные образцы выполнены не в кузове купе Volvo C30, а используют более крупную платформу универсала Volvo V70. Впрочем, последнее обстоятельство, скорее всего, большого значения не имеет. Практика показывает, что новые технологии Volvo предлагает для всех моделей.

Мульти будущее

Специалисты Volvo предполагают, что в обозримом будущем ни один из известных сегодня альтернативных источников энергии и альтернативных видов топлива не станет преобладающим. Не исчезнут полностью и традиционные технологии.

Будущее станет мультиэнергетическим и мультитопливным. Зато общей для всех технологий будет задача повышения эффективности. Поэтому инженеры ещё в большей степени сконцентрируют свои усилия на уменьшении веса, улучшении аэродинамических характеристик и использовании новых материалов.

Ещё более разнообразными станут варианты использования транспортных средств. Это как с тарифами на мобильную связь – потребителю приходится выбирать из огромного числа вариантов. Но всё время появляются новые.

Никого не лишат права на покупку суперкара.

Просто приобретение одних автомобилей государства будут поощрять, в то время как другие, напротив – облагаться повышенным налогом. И эти правила будут варьироваться и по времени, и по месту.

Электрический рай

Инженеры компании Volvo перестали бы быть верными себе, если бы в деле защиты окружающей среды не стремились к абсолютному результату, то есть к нулевому выбросу. Полное отсутствие CO2 и азотных соединений могут обеспечить лишь две технологии – электроэнергия и водородные топливные элементы. С последней технологией пока много проблем, и проекты в этой области носят скорее характер научных исследований.

Скандинавы, умеющие всё делать по порядку, взялись за создание электромобиля.


Volvo C30 Кладов Другое
Volvo C30 Кладов Другое
Volvo C30 Кладов Другое
Volvo C30 Кладов Другое

В начале этого года на выставке в Детройте Volvo Cars представила автомобиль Volvo C30 на электрической тяге, способный проехать без подзарядки аккумуляторов 150 км. Дневная норма поездок более чем 90 процентов владельцев Европы не превышает этого расстояния.

Электромобиль снабжён литий-ионными аккумуляторами, которые можно заряжать, как от обычной домашней электросети, так и на специальных станциях зарядки.

Время полной зарядки аккумуляторов (ёмкостью 24 кВтч) от обычной электросети (230В, 16А) не превышает восьми часов.

Комплект батарей располагается под полом автомобиля, в продольном туннеле, и в том месте, где у обычного Volvo C30 находится бензобак, т.е. за пределами пассажирского салона, на достаточном расстоянии от зон деформации.

Общий вес комплекта батарей равен 280 кг.

Электромотор мощностью 82 кВт (111 л.с.) помещён под капотом. Ведущие колёса автомобиля – передние.

Электромобиль Volvo С30 развивает скорость до 130 км/час. Для разгона от 0 до 100 км/час требуется 10,5 секунд.

Директор Volvo по специальным автомобилям Леннарт Стегланд (Lennart Stegland) назвал эту машину «вполне законченным образцом», выразив также своё удовлетворение тем фактом, что разработчикам автомобиля удалось сохранить «отличный дизайн C30 и прекрасные ходовые качества».

Однако о сроках начала серийного производства электромобиля компания Volvo Cars пока ничего не сообщила.

Лаборатория Volvo

В настоящее время шведский производитель создаёт парк из пятидесяти опытных образцов Volvo C30 Electric, которые, начиная с 2011 года, будут проходить испытания в реальных условиях эксплуатации в течение двух лет.

Компания Volvo Cars планирует собрать информацию об особенностях поведения электромобилей в различных дорожных ситуациях, а также о восприятии данных отличий водителями.


Volvo C30 Кладов Другое
Volvo C30 Кладов Другое

Разумеется, одной из основных задач является всестороннее изучение аспектов безопасности, связанных с применением аккумуляторов.

Специалисты Volvo Cars как обычно стремятся продумать все вопросы – начиная с процесса производства автомобиля и заканчивая его утилизацией.

Полученная информация будет использована не только при создании окончательной версии серийного электромобиля, но и, в частности, предоставлена службам спасения в виде инструкций по действиям в экстремальных ситуациях. Volvo Cars также разработает рекомендации правительству по стимулированию покупателей, поскольку электромобили оснащаются весьма дорогостоящими на сегодняшний день аккумуляторными батареями.


Volvo C30 Кладов Другое
Volvo C30 Кладов Другое

Такое впечатление, что компания Volvo является не примышленным предприятием и бизнесом, цель которого приносить прибыль, а научным институтом или исследовательской лабораторией – то же стремление к «идеальной цели», та же тщательность и неспешность.

Возможно, за это шведская фирма и поплатилась, став объектом поглощения.

Volvo – предприятие будущего, но не настоящего общества, называемого обществом потребления.

Но поскольку от экологических проблем никуда не деться, вполне вероятно, что в перспективе шведская компания получит преимущество. Возможно, что именно на это и рассчитывают в Geely .

Этанол в крови

Не смотря на сосредоточенность шведских инженеров на проблемах безопасности автомобилей и вопросах защиты окружающей среды, в их крови по-прежнему присутствует бензин. Точнее, по венам скандинавских парней, наверное, течёт этанол.

В 2007 году компания Volvo Cars и команда Polestar (выступающая на машинах Volvo C30 в чемпионатах STCC и WTCC) доказали, что гоночный автомобиль может использовать экологически чистое топливо – биоэтанол.

В 2008 году команда продемонстрировала, что и шведский автомобиль может быть очень быстрым.

В прошлом сезоне Polestar Racing, применив в своих болидах некоторые элементы технологии DRIVe, вовсе выиграла все квалификации и половину гонок STCC – Шведского чемпионата по шоссейно-кольцевым гонкам.

Меньше месяца назад Volvo Cars и Polestar Racing закончили доводочные испытания новой версии гоночного автомобиля Volvo C30 DRIVe в испанском городе Гвадикс.


Volvo C30 Кладов Другое
Volvo C30 Кладов Другое

25 апреля эта машина выйдет на старт первого этапа Скандинавского чемпионата – Шведский и Датский чемпионаты объединяются. Гонка состоится на треке Юлландсринген (Jyllandsringen) в Дании.

Но и это далеко не всё.

На автосалоне в Гётеборге, который пройдёт в период с 22 по 25 апреля, группа Polestar Performance, входящая в состав Polestar Racing, покажет автомобиль своей мечты – горячий хэтчбек Volvo C30 PCP (Performance Concept Prototype), оснащённый двигателем мощностью 400 л.с. и полным приводом.


Volvo C30 Кладов Другое
Volvo C30 Кладов Другое

Безопасность, экология и автомобильный спорт могут не только сосуществовать, но  и умеют сотрудничать.