Забытый советским мотопромом спортивный мотоцикл М-52
Статьи - Статьи

Если открыть старый справочник по мотоциклам. Можно найти упоминание о пятисоткубовых моделях (М-53 и М-53). Сегодня они не просто забыты, не даже могли видеть их на улицах своего города.

На самом деле, М-52 является чуть ли не самой редкой моделью советского мотопрома. Есть даже мнение, что до сих пор эта старинная мототехника самая красивая и эргономичная из всех, знакомых нам с детства.

В советском союзе было предпринято несколько попыток создания ветки пятисоткубовых мотоциклов, но ни один проект так и не получил дальнейшего развития.

В начале пятидесятых остывший интерес к снова разгорелся. К выполнению проекта были подключены два известных мотостроительных завода, расположенных в городе Ирбит и Киев.

В 1954 г. на ирбитском заводе был выпущен первый тестовый мотоцикл М-52, имеющий мотор по проекту ЦКБ. Его двигатель, по итоговой сводке бюро, был произведен на базе двигателя М-72, при этом были в максимальной степени задействованы все детали. Газораспределяющий механизм был заимствован у модели мотоцикла BMW R-51/3. Вместе с тем, были использованы новейшие разработки, позволяющие отнести модель М-52 к более усовершенствованной и технологичной. Цилиндры были изготовлены из сплава алюминия, с общим туннелем для штанг толкателей и имели гильзы из чугуна. Подобное решение применялось на мотоциклах Zundapp КS750 времен войны. Шильдик ИМЗ красовался сбоку бензобака.

На протяжении 1955 года мотоцикл М-52 прошел весь цикл необходимых дорожных испытаний. Первая партия была распродана близлежащим к заводу районам. И в 1957 году стартовало производство новых спортивных модификаций для гонок и кросса. Проект продолжался до 1959 года, после чего было принято решение о выпуске более тяжеловесного М-61, поскольку по официальной версии легкий спортивный мотоцикл М-52 не справлялся с тягой прицепленной к нему коляски.

Коляска была чрезвычайно важна в использовании мототехники, и вопрос одиночного спортивного варианта или облегченной коляски практически не рассматривался. Не рассматривался он еще и потому, что в эпоху роста военной промышленности по плану должны были выпускаться универсальные тяжеловесные средства, готовые к любым испытаниям.

Реставрация мототехники позволяет воссоздать М-52 и сделать его пригодным к эксплуатации. Правда, найти комплектующие из-за небольшого выпуска крайне сложно.