Типы Приводов Автомобилей
Техника - Системы приводов

С ростом совершенства конструкции автомобиля водителя все меньше занимает вопрос о том, какая ось его автомобиля является ведущей. Лишь в критических дорожных ситуациях, например в гололед, слякоть или при входе в поворот на большой скорости, он может об этом задуматься в зависимости от того, как проявляются в данный момент свойства управляемости автомобиля, и насколько он как водитель к этому подготовлен. Именно такие моменты дают начало техническому мировоззрению, которое служит предметом споров специалистов по шасси автомобиля.

Что лучше: передний привод, привод на заднюю ось или полный привод на все колеса? Изготовители автомобилей зачастую защищают практикуемую ими философию привода, даже если при этом справедливость некоторых положений становится условной.

При разработке концепции нового автомобиля выбор типа привода является основополагающим решением. Наряду с требованиями экономичности, безопасности, компактности особое значение имеют показатели управляемости, устойчивости и тяговой динамики автомобилей с различными типами приводов.

Теоретически для двухосных автомобилей существует шесть вариантов возможного расположения двигателя и ведущей оси. Среди экономичных автомобилей крупносерийного производства доминируют две концепции: передний привод (рисунок 1) и классическая компоновка (рисунок 2). Название «классическая» утвердилось за этой компоновочной схемой из-за ее применения в течение длительного времени в качестве общепринятой. Популярная ранее заднемоторная компоновочная схема (рисунок 3) сегодня, за редким исключением, полностью отвергается.

Переднеприводная компоновочная схема

Рисунок 1. Переднеприводная компоновочная схема: компактный силовой агрегат с поперечно расположенным двигателем и закрепленной на нем коробкой передач в блоке с главной передачей; в безопасной при столкновениях зоне перед задней осью располагается топливный бак: подходящая концепция для автомобилей малого и среднего классов крупносерийного производства.

Классическая компоновочная схема

Рисунок 2. Классическая компоновочная схема: расположенный продольно над передней осью двигатель с коробкой передач и карданной передачей к главной передаче заднего моста. Хорошо видно большое пространство, занимаемое задним неразрезным мостом, и опасное размещение топливного бака позади него: подходящая концепция для автомобилей верхней границы среднего класса и класса «люкс».

Заднемоторная компоновочная схема Рено Альпин

Рисунок 3. Автомобиль «Рено Альпин В 6 ГТ» - представитель спортивных автомобилей-купе с задним расположением шестицилиндрового двигателя мощностью 116 кВт и с максимальной скоростью 230 км/ч. Неблагоприятные свойства устойчивости управляемости препятствуют широкому распространению данной схемы, которая в автомобилях малого класса вытеснена переднеприводными автомобилями с поперечной установокой двигателя.

Полный привод с двигателем спереди (рисунок 4) со времени появления «Ауди Кваттро» в 1980 г. Получает все большее распространение, в том числе и на скоростных серийных автомобилях. Развивается производство автомобилей среднемоторной компоновки для автоспорта, в том числе и со всеми ведущими колесами (рисунок 5), как например, «Порше 959» (рисунок 6) с двигателем, расположенным сзади, и со всеми ведущими колесами для участия в кольцевых гонках и авторалли.

Заднемоторная компоновочная схема Рено Альпин

Рисунок 4. Полноприводная компоновочная схема с двигателем впереди на базе переднеприводной модели «Ауди 80/90». Система «Ауди» отличается простой конструктивной схемой трансмиссии с одним карданным валом к заднему мосту. Подвески колес спереди и сзади практически идентичны.

Форд РС-200» - полноприводный автомобиль с центральным расположением двигателя

Рисунок 5. Автомобиль «Форд РС-200» - высокомощный полноприводный автомобиль для ралли с центральным расположением двигателя и подвеской колес на двойных поперечных рычагах спереди и сзади. Установлены сдвоенные амортизаторы с пружинами на колесах обеих осей, тормоза с вентилируемыми дисками спереди и сзади, а также промежуточный охладитель воздуха на крыше для двигателя рабочим объемом 1,8 л с турбонаддувом. Кузов слоеной конструкции состоит из стального листа, алюминиевых сот и углепласта, соединенных между собой клеем, заклепками и винтами.

Порше 959

Рисунок 6. Экстремально высокий уровень техники воплощает в себе созданный для участия в авторалли и кольцевых автогонках автомобиль «Порше 959». Компоновочная схема модели «Порше 911» с задним расположением двигателя дополнена приводом всех колес. «Порше» оптимально использует преимущества заднемоторной компоновки, не требующей отдельной и сложной раздаточн6й коробки для привода всех колес. С помощью планетарного межосевого дифференциала и управляемой муфты блокировки дифференциала возможно распределение тяговых сил по осям в соответствии с состоянием нагрузки автомобиля и дорожными условиями. Установка сдвоенных амортизаторов и пружин на каждое колесо позволяет регулировать положение кузова относительно дороги спереди и сзади.

В Германии серийные автомобили с приводом на заднюю ось до 1930 г. Занимали господствующее положение. С 1930 г. на рынке появляются автомобили с передним приводом, доля которых в мировом производстве легковых автомобилей составляет 63%. С 1980 по 1984 г. выпуск переднеприводных автомобилей в мире возрос на 17%. При этом наибольший прирост наблюдался в автомобильной промышленности Японии. США являются единственным производителем автомобилей, где переднеприводные автомобили составляют менее 50%.