История Riley
Марки - Riley

 


 

Чтобы обеспечить четырем сыновьям благополучное существование Уильям Райли (William Riley) в 1890 году оставил текстильное производство и купил велосипедную фирму "Бонник" (Bonnick). В 1896 году ее переименовали в "Райли Сайкл Компани Лимитед" (Riley Cycle Company Limited). Там молодой Перси Райли построил первый автомобиль с одноцилиндровым двигателем, снабженным принудительным приводом впускного клапана. Все детали мотора были изготовлены вручную, включая нарезку зубьев шестерен трансмиссии. Машина получилась достаточно работоспособной, но так и не была запущена в производство.

1900 году на свет появилась легкая трехколесная моторная коляска "Ройял Райли" (Royal Riley) с двигателем "Де Дион-Бутон" (De Dion-Buton), двумя передними управляемыми колесами и задним ведущим колесом. В 1904 году была построена вторая машина, мотор для которой спроектировал Перси Райли, а собрала его фирма "Райли Энджин Компани" (Riley Engine Company), основанная остальными сыновьями Уильяма Райли. Этот автомобиль выпускался до 1907 года. Еще в 1905 году на базе "трехколески" Перси Райли разработал 4-колесную модель, использовав тот же двигатель и новую коробку передач. На все автомобили "Райли" устанавливали легкие колеса со спицами и центральной крепежной гайкой. Колеса вскоре сделались выгодной продукцией. Их покупали многие автомобилестроительные фирмы.

В 1907 году "Райли" выпустила 5-местный автомобиль "12/18НР" с передним расположением двигателя V2 рабочим объемом 2035 см3. В 1909 году появилась модель "1ОНР" с двигателем V2 в 1390 см3спроектированным Стенли Райли. В 1911 году "Райли Сайкл Компани" прекратила выпуск велосипедов и была переименована в "Райли Лимитед, Ковентри" (Riley Limited, Coventry). Поскольку Уильям Райли предпочитал выпускать только автомобильные колеса, его сыновья в 1912 году основали новое предприятие "Райли Мотор Манюфэкчуринг Компани" (Riley Motor Manufacturing Company) no производству автомобилей.

Первой стала модель "17НР" с 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 2932 см3, показанная на лондонском автосалоне 1913 года. Тогда же братья Виктор и Стенли открыли еще одну фирму "Неро Энджин Компани" (Nero Engine Company), на которой изготовлялась модель "10НР" с мотором рабочим объемом 1096 см3. Однако ее производство пришлось прервать с началом первой мировой войны. Все предприятия семейства Райли перешли на выпуск боеприпасов. В 1914-м в их руках оказался завод в Фоулсхилле, близ Ковентри. Именно он после окончания войны стал базой по реорганизации группы "Райли", а с 1919 года - ее главным производственным центром. В том же году "Райли Лимитед" прекратила выпуск колес и объединилась с "Неро Компани". Одновременно фирма "Райли Мотор Манюфэкчуринг" завершила выпуск шасси и сконцентрировала усилия на изготовлении кузовов, получив название "Мидленд Мотор Води Компани" (Midland Motor Body Company). Ну а "Райли Энджин Компани" начала сборку моделей "Райли-17/3ОНР" на старых производственных площадях.

В 1919 году "Райли Лимитед" выпустила модель "10,8НР", оборудованную 35-сильным двигателем рабочим объемом 1498 см3 с боковыми клапанами. В 1923 году появился ее спортивный вариант "Редуинг" (Redwing). Поначалу Перси Райли решил посвятить себя строительству стационарных и судовых двигателей, поэтому фирма "Райли Энджин" появилась в автомобильном секторе лишь в 1926 году, представив вполне удачную машину "9НР", или "Наин" (Nine), с двигателем рабочим объемом 1087 см3, имевшим верхний распределительный вал и полусферические камеры сгорания. Компания "Райли Лимитед" переработала мотор своего "10.8НР", использовав головку блока цилиндров системы "Рикардо" (Ricardo) тоже с полусферическими камерами сгорания. Новая машина стала называться "11/40НР", но в 1928 году ее производство было прекращено. Тем временем "Райли Энджин Компани" представила три новых варианта модели "Наин": седан "Кестрел" (Kestrel), спортивный "Бруклендс" (Brooklands) и "Монако" (Monaco) - один из первых автомобилей с багажником, доступ в который открывался из салона. В 1929 году под обозначением "14,6НР" появился вариант модели "Наин" с 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1633 см3.

Чтобы упростить сложное взаимодействие между родственными фирмами, в 1931 году "Райли Лимитед" взяла на себя общее руководство компаниями "Райли Энджин" и "Мидленд". В 30-е годы программа "Райли" пополнилась многочисленными вариантами уже существовавших моделей с 4- и 6-цилиндровыми двигателями. Самыми известными среди них стали седан "Фэлкон" (Falcon) с аэродинамическим кузовом и многочисленные спортивные автомобили: "Геймкок" (Gamecock), "Имп" (Imp), "Спрайт" (Sprite), "Линкс" (Lynx). Главное место занимал престижный двухместный родстер "МРН", выпускавшийся в 1934-1935 годах небольшими партиями. В 1935-м "Райли" изготовила несколько образцов более мощного и просторного автомобиля "8/90" с 2,2-литровым мотором V8.

В середине 30-х годов фирму начали преследовать серьезные финансовые трудности. В 1938 году она стала собственностью концерна "Нэффилд" (Nuffield). В программе остались лишь три седана с 4-цилиндровыми двигателями рабочим объемом 1496 и 2443 см3. Под обозначением "RM" они выпускались и после второй мировой войны (вплоть до 1953 года). В 1948 году машины получили независимую подвеску передних колес и обновленные кузова. В 1952 году "Райли" вошла в состав нового британского концерна "Бритиш Мотор Корпорейшн" (British Motor Corporation).

Высокое качество 1,5- и 2,5-литровых двигателей "Райли", разработанных еще в 1926 году, позволило устанавливать их в 1953 году на новые седаны и спортивные машины серий "RME" и "Патфайндер" (Pathfinder). Лишь в 1957-м им на смену пришел новый 6-цилиндровый силовой агрегат рабочим объемом 2639 см3 от автомобиля "Остин" (Austin). В том же году появился последний оригинальный "Райли-1,5L" - легкий седан с 1,5-литровым двигателем. Затем началась унификация продукции "Райли" с машинами других фирм, входящих в концерн.

До 1954 года компания «Райли» выпускала характерные для нее автомобили, но когда в Европе и Америке появились кузова без выступающих «крыльев», «Райли» последовала общей тенденции, выпустив новый Райли Пасфайндер на базе Уолсли-4/44, сохранив шасси и знаменитый двигатель. Модели Райли никогда не были дешевыми автомобилями: их цена была в три раза выше, чем, например, Рено-4CV. В 1957 году Би-Эм-Си выпустила новый шестицилиндровый двигатель, который сначала устанавливался в Уолсли-6/90 и в новую модель Райли-2,6. Оба этих автомобиля имели одинаковые кузова и превосходную внутреннюю отделку из дерева грецкого ореха и кожи. Модель Райли Уант-Поинт-Файв 1957 года была ориентирована на более массового покупателя, хотя все еще включала множество элементов роскоши. Модель Райли-1,5 1957 года выпуска была первым автомобилем компании «Райли» с несущим кузовом. Масса снаряженной машины составляла 950 кг, а максимальная скорость — 145 км/ч. Следующим автомобилем Райли была компактная модель Эльф, призванная составить конкуренцию Мини. Поскольку не все хотели, чтобы их видели в Мини, многие предпочли припарковывать перед своими домами в Райли Эльф. Когда Би-Эм-Си расширила концепцию Мини, создав серии 1100/1300, последовали Райли Кестрель и Райли-1300. Единственным внешним отличием этих автомобилей была решетка радиатора «Райли». Автомобили Райли были дороже, чем мини-автомобили Остин и Моррис.
Последней большой машиной компании «Райли» была модель 4/72 с кузовом, сконструированным фирмой «Пининфарина». Автомобиль имел четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 1622 см3 с двухкамерным карбюратором и мощностью 70 л. с. при 5000 об/мин. Само собой разумеется, что такой же кузов был у моделей Уолсли и Эм-Джи Метнетт.Последний Райли покинул завод в 1969 году.