Защита неокрашенных поверхностей
Техника - Покраска и Аэрография
Перед тем как наносить лакокрасочное покрытие, следует обратить внимание на детали, которые не нуждаются в окраске. Внешний вид автомобиля значительно пострадает, если краска попадет на хромированные детали, которые нельзя снять с кузова, на стекла, которые придется отмывать от краски и лака. При этом не исключено, что растворитель может попасть на свежеокрашенный кузов, и масса стараний и средств пропадут зря.

Разумеется, хромированные детали и детали из коррозионно-стойких металлов предпочтительнее снять. К таким деталям относятся буферы, щетки, зеркало заднего вида и др. Но остаются стекла, резиновые соединения и т. д. Значительная часть кузова перед окрашиванием должна заклеиваться.

Для этого используются следующие способы:

-Наклеиваются специальные клейкие ленты.
-Наклеиваются или закрепляются листы бумаги.
-Наносятся специальные пастообразные и жидкие покрытия.

Пастообразные покрытия, или маскировочные пасты — это продукты, которые обладают консистенцией крема и применяются преимущественно для защиты хромированных поверхностей. Согласно рекомендациям изготовителей, они могут применяться также для защиты стекол и окрашенных поверхностей. В последнем случае желательно провести предварительное испытание на небольшой поверхности для определения реакции краски на пасту.

Маскировочные пасты наносят мягкой щеткой (кисточкой), слоем средней толщины равномерно на всю защищаемую поверхность. После нанесения, перед окраской необходимо несколько минут выждать. После окончательной сушки лака, пасту смывают смоченной в воде тряпкой или мягкой кистью.

Применяются и жидкие покрытия. Имеются в виду жидкости, наносимые кисточкой и называемые обычно маскировочными лаками. В некоторых случаях их слегка разбавляют водой, чтобы наносить из краскопульта, если есть такое указание в инструкции изготовителя.

Жидкие покрытия чаще всего применяются для зашиты хромированных и окрашенных поверхностей. При их использовании надо произвести предварительное испытание материала, чтобы определить характер взаимодействия между этим покрытием и наносимой краской. Такие покрытия нельзя наносить на абсорбирующие подложки и на целлюлозные краски, так как в этом случае происходит сцепление защитного покрытия с краской, что затем создает проблемы при снятии наложенного покрытия.

Технология нанесения обычно указана в инструкции. Жидкие покрытия на детали кузова наносят толстым слоем, затем рекомендуется выждать до полного высыхания покрытия. После окончательной сушки отделочного лака или эмали пленку покрытия приподнимают, и она легко снимается с кузова, как кожа.

Еще одно требование: при горячей сушке изолирующие составы не должны сгорать, растекаться и проникать в слой покрытия. Можно рекомендовать пасту такого состава (в % по массе): глицерин — 30, декстрин — 20, мел — 40, вода — 10. Пасту такого состава с поверхности кузова можно легко смыть водой. Можно применять также водную пасту, в которую входят 6 % хозяйственного мыла, 2 % тринатрийфосфата и 92 % воды. Паста выдерживает нагревание до 110°С, но после сушки удаляется с трудом.

Пасту (вазелин) на кузов наносят волосяной кистью, при этом надо следить, чтобы паста не попала на поверхности, подлежащие окраске. Другими словами, все подготовительные работы необходимо проводить очень аккуратно, помня, что любой изъян может привести к досадным неудачам, портящим внешний облик только что окрашенного автомобиля. Так что, случайно попавшую на окрашиваемую поверхность пасту нужно снять ветошью, место тщательно обезжирить тампоном, смоченным бензином.

Окончательно снимают пасту после того, когда последний слой краски (лака) хорошо высохнет.

При использовании жидкого покрытия необходимо защитить резиновые уплотнения наклеиванием на них клейкой ленты. Клейкая бумажная лента поставляется в рулонах, обычно она непромокаемая. Ленты выпускаются разной ширины, разнообразных категорий, в том числе способных выдерживать диапазон температур в  покрасочном боксе или сушильной камере.

Лучше всего — гофрированная лента. Она приклеивается к поверхности клейкой стороной, а после выполнения покрасочных работ может быть легко отделена. При отклеивании ленты на поверхности кузова не должно оставаться никаких следов.

Ленту применяют для защиты небольших деталей, а также деталей большого размера, которые невозможно закрыть бумагой, и для приклеивания краев бумажных трафаретов. Наклеивают ленту следующим образом. Рулон разматывают по мере его использования и непрерывно приклеивают ленту на сухие обезжиренные поверхности. При необходимости и для удобства перед наклеиванием ленту скручивают в ролик. Каждую последующую ленту наклеивают внахлест на предыдущую, чтобы обеспечить непрерывность покрытия. Гофры на ленте придают ей эластичность, что позволяет огибать кривые линии малой кривизны.

Заклеивание трафаретами из бумаги  наиболее распространенный метод в практике покрасочных работ. Для этой цели используют рулонную бумагу типа оберточной. Старые газеты не годятся, и их не следует применять, так как они становятся ломкими и ворсистыми, нередко с них отлетает бумажная пыль, которая осаждается на краску. Уже только по одной этой причине нужно использовать бумагу, предназначенную именно для указанной цели. Бумага должна иметь хорошую механическую прочность, выдерживать смачивание водой или лакокрасочным материалом. Предпочтительно использовать восковую или парафинированную бумагу, эти сорта избавят автолюбителя от нежелательных сюрпризов.

Трафареты из бумаги или картона нужно вырезать, строго учитывая форму защищаемой ими части кузова. Приклеивают трафареты к кузову с помощью вазелина или липкой ленты.

Бумага применяется для защиты больших поверхностей кузова, и прежде всего стекол. Вначале бумагу размечают, затем по форме закрываемой детали вырезают лист. Полученный лист прикладывают на место и фиксируют приклеиванием в нескольких точках. После этого накладывают непрерывную клейкую бумажную ленту, так чтобы половина ширины приходилась на бумагу, а вторая половина приклеивалась к закрываемой детали. После окончательной сушки последнего слоя краски липкую ленту приподнимают и отделяют от опоры вместе с бумажным листом.

Для тех же целей можно использовать пленки из полиэтилена. Они обладают значительными преимуществами по сравнению с бумагой: не ворсистые в принципе, несут статический электрический заряд, который притягивает к пленке пыль, содержащуюся в окружающем воздухе помещения, а также в сжатом воздухе, поступающем на краскопульт. Пленки обычно прозрачные, поставляются в рулонах или в виде чехлов, которыми накрывают узлы автомобиля. Рулонную пленку вырезают, оставляя незакрытыми части кузова, подвергаемые окраске.

ЗАЩИТА СТЕКОЛ

Лучше всего снять лобовое и заднее стекла. Но можно этого и не делать. Тогда, чтобы избежать окрашивания резиновых уплотнителей лобового и заднего стекол, необходимо учитывать некоторые рекомендации. Речь идет о том, что всякий раз перед окраской под кромку уплотнения пропускается шнурок. Липкая бумажная лента в этом случае полностью закрывает уплотнение и не касается краски, покрывающей кузов под уплотнением. Необходимо следить, чтобы применяемый шнурок не лохматился, это также является условием получения высокого качества окраски. Именно внимание к мелким деталям характеризует высокое качество покраски. Отсутствие пятен на стеклах, следов ленты на кузове, чистый резиновый уплотнитель  свидетельство квалификации и старательности мастера.