Pagani Zonda Cinque
Марки - Pagani

http://www.globalmotors.net/wp-content/uploads/2008/06/pagani-zonda-cinque-front.jpg

Сегодня можно утверждать, что марка Pagani добилась признания. Появившись в продаже десять лет назад, ее машины произвели эффект разорвавшейся бомбы дерзким дизайном, чумовой динамикой и качеством исполнения. Но за минувшие годы рынок суперкаров разительно преобразился. Многие "космические" технологии стали общедоступными, сделав возможным появление десятков новых производителей с претензией на эксклюзивность. Планку ходовых характеристик высоко подняли Koenigsegg ССХ, Lamborghini Reventon и Ferrari F430 Scuderia. Новую секту сформировали "скелетоны" вроде Ariel Atom и КТМ X-Bow, радикально снизившие цену входного билета в мир умопомрачительных скоростей. Наконец, сегмент короновал своего безоговорочного лидера - Bugatti Veyron. На рынке стало многолюдно, однако марка Pagani не затерялась в толпе конкурентов - как раз наоборот, она стала образцом для подражания и мерилом успеха для новичков. И это ее величайшее достижение.

С самого начала своего существования компания Pagani Automobili S.p.A. делала ставку на композитные материалы, отточенную аэродинамику и эксклюзивную кооперацию с Mercedes-Benz. Модель Zonda с ее массой 1250 кг оказалась на 40% легче аналогов, что даровало ей несравненную энерговооруженность и феноменальную верткость. Но даже первоклассная инженерия - ничто без испытания боем. Несколько лет Zonda готовилась к покорению главной вершины - рекорду Северной петли "Нюрбургринга", трофею, который для суперкара означает то же самое, что "Голубая лента Атлантики" значила 100 лет назад для океанских лайнеров. Этот трофей был взят, после чего престиж и стоимость бренда взлетели до небес. Достаточно сказать, что сегодня семи-восьмилетние Zonda С12 на вторичном рынке продаются вдвое дороже их первоначальной цены, при этом практически новые Zonda F "из первых рук" уходят с наценкой в пару сотен тысяч евро. А недавно на одном из ближневосточных благотворительные аукционов местный коллекционер приобрел для своего любимого Pagani номерной знак с единственной цифрой "1" аж за 14 млн евро. Вот это PR-поддержка!

Великолепная пятерка

Как и любой товар класса luxury, Pagani Zonda беспрерывно эволюционирует, изменяясь в нюансах, но сохраняя абсолютную узнаваемость. Огромное значение имеют ограниченные исполнения - они интересны коллекционерам как объект инвестиций, фирме-производителю как способ напомнить о себе и, наконец, прессе как достойный информационный повод. За свою историю Zonda представал в девяти итерациях, и Cinque - самая свежая, самая редкая и самая впечатляющая из них. В переводе с итальянского "cinque" значит "пять", и данная цифра свидетельствует о тираже. Да, этих машин будет собрано только пять, стоить каждая будет 1,2 млн евро без учета налогов, и все они уже предоплачены. Так что для нас с вами Zonda Cinque представляет исключительно платонический интерес. К счастью, владелец экземпляра с порядковым номером "4" оказался скромным и нежадным: наотрез отказавшись сообщить свое имя, он милостиво позволил мне сесть за руль этой жемчужины современной цивилизации.

Как гласит легенда, появление Zonda Cinque было инициировано дилером SPS Automotive Performance, оперирующим в Гонконге и продающим особо много предметов движимого искусства. Мол, туземные миллиардеры, трепещущие от вожделения при одном только виде Pagani, возжелали пущей антуражности за любые деньги. Мол, ни Ferrari, ни Lamborghini, ни даже Bugatti чаяниями их не прониклись и навстречу не пошли. И один лишь Горацио Пагани все понял. Конечно, клиентов пришлось убеждать в том, что некоторые вещи невозможны в принципе и шансы построить гибрид F-22 и Су-27 нулевые, но кое-какие чудеса все же осуществимы.

Передавая мне машину, Горацио Пагани не сразу расстался с ключами. Держа их на вытянутой руке, он произнес, глядя мне в глаза: "Мы только что закончили работу над этим экземпляром и гарантировали клиенту, что отгрузим его в выходные". Я понимаю, что авария такого автомобиля разом сократит мировую популяцию Zonda Cinque на 20% и подорвет репутацию, которую Пагани завоевывал целое десятилетие. В финансовом плане это то же самое, что разбить пять Ferrari F430. Короче, не так страшно отрезать себе ухо, как поцарапать карбоновое зеркало заднего вида! И все же мне до чертиков любопытно, каково это - ездить на машине с семизначной ценой? Да и вообще, настолько ли Cinque лучше Zonda F, насколько он дороже?

Противопоставление эксклюзивного автомобиля серийному, пусть даже Maserati или Porsche, равносильно ереси. Это вообще параллельные измерения. Взять, например, пятизвездный отель сети Hilton и венецианский Palazzo Danieli. В обоих случаях вы будете погружены в роскошь и сервис высшего уровня, разве что хилтоновские отели унифицированы, и поутру вы не сразу поймете, где проснулись - в Мадриде или Сиднее. A Palazzo Danieli уникален каждым светильником, каждой ручкой, поэтому любое его посещение становится событием. Это учит замечать мелочи и ценить мгновения жизни, физически ощущая их неповторимость. Точно такие же мысли посещают человека, увидевшего Zonda Cinque. И тем паче к нему прикоснувшегося. Тщательность, с которой подогнаны элементы кузова и интерьера, заставляют сравнивать изготовление этого автомобиля с огранкой драгоценного камня.

А какой тут мотор! Не мотор, а двуликий монстр! С одной стороны, при объеме 7,3 л ему присуща упоительная эластичность в лучших традициях многолитровых американских двигателей, и перспектива разгона на шестой передаче с 1200 об/мин его ничуть не страшит. С другой стороны, мотор легко впадает в неистовство, стоит лишь потревожить акселератор. Прыть машины обескураживает! Темпераментом Cinque сильно отличается от родственного Mercedes-Benz SL 65 AMG Black Series, оснащенного дважды турбированным V12 мощностью 670 л.с: немецкий автомобиль грубо швыряет вас по волнам тяги, итальянский ведет себя куда деликатнее, ничуть не сбавляя при этом напора. А все потому, что сухощавый Zonda на порядок менее инертен, чем дородный Mercedes. Та легкость на подъем, та невесомость в реакциях, которые дает прочувствовать Cinque, неведома подавляющему большинству суперкаров, включая Murcieiago и Veyron.

Большой новостью для компании Pagani Automobili стало применение в дорожной модели автоматизированной коробки передач с последовательным алгоритмом переключений. В последние годы подобные трансмиссии получили широчайшее распространение - от бюджетных хэтчбеков до роскошных купе вроде Ferrari 599 GTB Fiorano. Горацио Пагани признает, что быстродействием его 6-ступенчатая КП уступает референтной системе Ferrari F1, но первыми результатами он вполне удовлетворен. Четвертый по счету экземпляр Cinque, который попал в мои руки, на момент теста был оснащен устаревшей версией программного обеспечения трансмиссии, поэтому сделать объективные выводы о ее финальных кондициях я был не в состоянии. Скажу только, что претензий к качеству ее работы у меня не возникало. Пагани очень рассчитывает на эту коробку - ей уготовано стать стандартным компонентом конструкции автомобиля, идущего на смену Zonda. Очевидно, что без вымуштрованной трансмиссии все усилия и достижения в области композитов и моторостроении окажутся тщетными. Поэтому работа с поставщиками (сама секвентальная коробка выпускается компанией Cima, а электромеханику ее переключений поставляет Automac) ведется денно и нощно.

Большое облегчение

Текущая производственная программа Pagani Automobili включает в себя две линии - "гражданскую" модель Zonda F и ее модификации, а также гоночную Zonda R. Справедливее всего называть Cinque не результатом тюнинга Zonda F, а адаптированным к эксплуатации на дорогах общего пользования Zonda R, причем дополнительно усовершенствованным. Если на Zonda R для изготовления ряда деталей впервые в мировой практике был применен новый материал карбон-титан, то на Cinque из него уже сделан кузов целиком. Материал изобретен Горацио Пагани и представляет собой углеволокно, армированное титановыми нитями по запатентованной технологии. Не раскрывая своих секретов, Пагани вскользь упомянул, что коэффициенты объемного расширения углеволокна и титана различаются принципиально, поэтому "сложностей было много, и нерешенные проблемы еще остаются".

Зато кузов из карбон-титана прочнее, чем карбоновый, да еще на 20 кг легче. Помимо прочего Cinque получил каркас безопасности из молибденового сплава и магниево-титановую подвеску, кованые колесные диски марки АРР из титана и карбоно-керамические тормоза Brembo. Из титана изготовлена и выпускная система производства Inconel с уникальным керамическим покрытием. Свой вклад в борьбу за снижение массы внесли ультратонкие гоночные кресла Тоога с карбоновым каркасом и кожаной отделкой, а завершилась она применением титановых болтов и гаек с крошечными логотипами Pagani. К большому сожалению основателя компании, ему не удалось сохранить эластичный топливный бак, устанавливаемый на Zonda R, - он не отвечает требованиям, предъявляемым к дорожным автомобилям.

Заслуженной наградой за все эти труды стало падение массы Cinque до невероятных 1210 кг, 47% которых нагружают переднюю ось, остальные 53% - заднюю. Иными словами, удельная мощность машины достигла 1 л.с. на 2 кг! Аэродинамический комплекс пополнился модернизированным диффузором, который увеличил прижимную силу, действующую на автомобиль при скоростях около 300 км/ч, на 100 кг, доведя ее до внушительных 750 кг. Одновременно были скорректированы профили переднего спойлера, заднего антикрыла и центрального воздухозаборника, а система охлаждения задних тормозных механизмов получила пару вспомогательных воздуховодов. Такой арсенал гарантирует стабильность на высоких скоростях, вплоть до максимальных 360 км/ч.

Непревзойденная устойчивость, легкость и точность в управлении выделяют Cinque из линейки суперкаров начала XXI века. Манеры этой машины - настоящее откровение: рулится она, как формульный болид, а плавностью хода и стабильностью в переходных режимах не уступает Bugatti Veyron. Поразительная сбалансированность! Не будет преувеличением сказать, что на ее фоне Ferrari Enzo кажется гостем из прошлого, пусть и недавнего. Определенную роль в "воспитании" Cinque сыграли амортизаторы Ohlins, спроектированные по спецзаказу Pagani и предлагающие выбор из четырех предустановок. А особо продвинутым пользователям они предоставляют возможность более тонких настроек для контроля над высоко- и низкочастотными колебаниями в режимах сжатия и отбоя. Высшей похвалой Пагани считает слова Вольфа Циммермана, руководителя отдела разработки двигателей AMG: «Невероятно, но Zonda Cinque разгоняется до 360 км/ч в транспортном потоке, оставаясь всецело во власти водителя и умудряясь баловать его комфортом».

Наверное, эти слова мог произнести только немец, имеющий доступ на автобаны. Остальным вряд ли выпадет шанс проверить на подлинность технические характеристики Cinque - с места до 100 км/ч он способен разогнаться за 3,4 с, до 200 км/ч - за 9,6 с. На остановку со 100 км/ч ему требуется 2,1 с, с 200 км/ч - 4,3 с. Модификация Zonda F Roadster Clubsport, ранее числившаяся кульминацией бренда Pagani, набирает 200 км/ч за 10,8 с, а последующее торможение выполняет за 5,1 с. Эксклюзивные шины серии Pirelli PZero позволяют автомобилю выдерживать боковые перегрузки величиной вплоть до 1,45g.

Со сцены Zonda уйдет в 2010 г., но до того момента Pagani Automobili соберет еще 15 машин - пять Cinque, но уже с кузовом родстер (работы над первым экземпляром стартовали в июле) плюс десяток гоночных Zonda R. Затем в производстве возникнет запланированная пауза, связанная со сдачей в эксплуатацию нового предприятия - именно здесь будущей осенью и начнется сборка модели Pagani С9, проходящей сейчас доводочные испытания. Обсуждать этот автомобиль Горацио Пагани пока отказывается, намекая лишь, что для него уже подготовлена новая версия карбон-титана с удвоенной плотностью распределения титановых нитей.