Nascar - Устройство автомобиля
Чемпионаты - NASCAR
Как устроена машина НАСКАР

Журнал «Большие Призы» продолжает публикацию серии статей посвященных американским гонкам НАСКАР. В сегодняшней, второй по счету, статье мы попытаемся рассказать Вам о том, как устроена машина НАСКАР, как происходит процесс ее производства и о том, насколько отличается гоночная машина от серийной.

Грэг Биффл, Шарлотта 2005

Мы уже рассказывали Вам, что первоначально гонки проводились на грунтовых трассах, изрытых колеями и покрытых ухабами. Обыкновенные серийные автомобили не могли выдержать подобных нагрузок, и ассоциация разрешила модифицировать автомобили, сделать их более надежными

С каждым годом машины участвующие в гонках под эгидой НАСКАР претерпевали все большие изменения. Иногда это происходило в угоду безопасности, иногда в угоду зрелищности. НАСКАР строго контролировала эти изменения и вносила изменения в регламент, на соответствие которому машины проверяются каждую гонку.

Сегодня гоночные машины НАСКАР (в Кубке Некстел участвуют Ford, Chevy, и Dodge) имеют мало общего с серийными автомобилями, и почти все их детали изготавливаются вручную. Корпуса производятся из плоского металлического листа, двигатели собраны вокруг «голого» блока цилиндров, а рама сварена из стальных труб.

Именно со сварки рамы и начинается производство гоночной машины. Рама машины варится из круглых и квадратных стальных труб разной толщины. В основном трубы располагаются вокруг гонщика, ведь их основная задача – защитить его при любом столкновении или аварии.

Рама машины НАСКАР


Передняя и задняя часть рамы, называемые передней и задней скобами, делаются из более тонкой стали, они должны поглотить энергию при ударе машины о стену или о другую машину. К тому же передняя скоба разрабатывается так, чтобы при аварии вдавить двигатель в дно машины, а не в отделение, где находиться пилот.

После того, как рама готова, между отсеками пилота и двигателя вваривается брандмауэр (стальная панель). Ко дну рамы приваривается днище. На полученном каркасе располагают различные крепления для последующей установки двигателя, подвески, трансмиссии, сиденья, топливного бака и кузова.

Процесс производства кузова по настоящему восхитителен, поскольку каждый его элемент изготавливается в ручную из листового металла. Так как этот процесс очень трудоемкий, требуется порядка 10 дней, чтобы полностью изготовить кузов и установить его на машину.

Геометрия кузова главным образом определяется техническим регламентом NASCAR, который является закрытым документом и предоставляется лишь командам. Кузов проверяется на соответствие регламенту при помощи 30 шаблонов, каждый из которых соответствует различным контурам кузова. На пример, самый большой шаблон соответствует профилю всего автомобиля. Когда шаблон прикладывается к машине, зазор между шаблоном и кузовом не должен превышать определенной величины. Каждый шаблон помечен определенным цветом. Если он помечен красной линией, зазор должен быть менее 0,18 см. Если линия синяя, зазор должен быть меньше 0,64 см. Если линия зеленая, зазор должен быть меньше 1,27 см.

Шаблоны для проверки кузова автомобиля на соответствие регламенту


Тем не менее, шаблоны предоставляют некоторую свободу в проектировании машины, поскольку 30 шаблонов не могут покрыть каждый сантиметр машины, а на области, не покрываемые шаблонами, никаких ограничений не накладывается.

Строительство гоночного автомобиля не имеет ничего общего с производством серийной машины. За исключением крыши и капота двигателя (которые поставляются производителями), все элементы кузова изготавливаются в ручную с помощью «английского колеса» (металлические ролики). Листовой металл изгибают до тех пор, пока не получиться панель кузова, подходящая машине и соответствующая форме шаблона.

Изготовление панелей кузова с помощью «английского колеса»


После того, как все панели сделаны, они привариваются друг к другу и к раме. Сварные швы загрунтовывают так, чтобы поверхность машины была гладкой. Дверей, как и фар, у машин нет. Пилоту приходиться залазить в машину через окно.

Кузов машины НАСКАР


После того, как корпус готов, машину красят. Затем наносят переводные картинки: номера, эмблемы спонсоров и фары, которые позволяют гоночной машине больше походить на обычную серийную.

Кузова на машине могут меняться в зависимости от требований трассы. Некоторые кузова предназначены для использования на шорт-треках (short-track, овальная трасса длинной до 1 мили), другие для гонок на супер-спидвеях (super-speedway, овальная трасса длиннее 2 миль). Между кузовами для этих двух видов трасс существует значительная разница.

На шорт-треках основную дистанцию составляют повороты, и скорости на них не большие. Кузова для таких трасс должны создавать больше прижимной силы, которая помогает проходить повороты быстрее. Такие кузова, одновременно, создают большее сопротивление воздушному потоку, но это не так важно, поскольку двигатель может набирать максимальные обороты (панель, ограничивающая подачу воздуха в цилиндры (restrictor plate), на таких трассах не устанавливается).

Кузов для шорт-трека
Кузов для супер-спидвея

На испытаниях в аэродинамической трубе находиться такая форма кузова, которая создает максимальное количество прижимной силы. Кузов относительно рамы сдвигают примерно на 12 см назад, это помогает создать еще немного прижимной силы.

Поскольку скорости на коротких трассах меньше, двигатель и тормоза разогреваются гораздо больше, а, следовательно, им требуется соответствующее количество охлаждающего воздуха. Для этого кузова предназначенные для шорт-треков оснащают большими радиаторными решетками, а на тормоза устанавливают дополнительные воздухозаборники.

Так как на супер-спидвеях прямые очень длинные, а бэнкинги высокие, это позволяет машинам проходить весь круг на очень высокой скорости. Основная задача при постройке машины для такой трассы – снизить лобовое сопротивление. Как правило, из соображений безопасности, на таких трассах на машины устанавливаются панели ограничивающие попадание воздуха в цилиндры. Это значительно снижает мощность двигателя, примерно с 750 до 450 л.с.

Поскольку двигатель работает не на полную силу, необходимо использовать вырабатываемую мощность по максимуму, т.е. уменьшить лобовое сопротивление.

Для этого перед и бока машины делают как можно более плавными, решетку радиатора открывают лишь немного, на столько, чтобы хватало для охлаждения мотора.

Двигатель машины НАСКАР вероятно является самым важным ее компонентом. Он должен выдавать огромную мощность и при этом быть очень надежным. Некоторые полагают, что эти двигатели гоночных машин не имеют ничего общего с двигателями серийных машин, но на самом деле у них много общего. В НАСКАР используются стандартные блок двигателя и головки цилиндров.

Двигатель машины НАСКАР обладает мощностью в 750 л.с.


Современные двигатели НАСКАР, работающие на гоночном бензине, являются атмосферными и развивают мощность более 750 л.с. И это без турбо-нагнетателей! Такая большая мощность достигается за счет того, что:

а) Двигатель имеет большой объем – 5,87 л

б) Кулачок, отвечающий за открытие клапанов, имеет такую форму, которая позволяет клапанам быть открытыми длительное время, что увеличивает количество воздуха попадающего в цилиндры, особенно на больших скоростях.

в) На машинах НАСКАР установлены карбюраторы, которые впускают большие объемы воздуха и топлива. Топливные инжекторы на двигателях отсутствуют.

г) Программируемая система воспламенения позволяет настроить появление искры так, чтобы обеспечить максимально возможную мощность.

д) Все подсистемы (охлаждения, смазки, электроники) спроектированы с учетом того, что они будут постоянно работать на очень высоких скоростях.

Почти каждая команда сама производит двигатели. Примерная стоимость каждого агрегата составляет 40 000 долларов.

Двигатель дополняет четырехступенчатая коробка передач. В отличие от коробок установленных на машинах Формулы 1, коробки передач НАСКАР ручные. В купе с запретом на использование антипробуксовочной системы и прочих электронных помощников, это значительно повышает вклад мастерства гонщика в достигнутый результат.

В НАСКАР используються слики Goodyear
Еще одним важным элементом машины являются шины. Сейчас в НАСКАР используют слики(гладкие покрышки), которые позволяют машинам лучше держаться в поворотах. Шины машин НАСКАР наполняются не воздухом, а сжатым азотом. Это объясняется тем, что на больших скоростях, когда температура резины возрастает, сжатый азот расширяется гораздо меньше сжатого воздуха, а, следовательно, давление в шине остается примерно постоянным.

На трассах длинной более 1,6 км (1 мили), где скорость очень высока, регламент НАСКАР требует установки вторых шин внутри первых. В случае прокола внешней покрышки, внутренняя позволяет пилоту оставить машину под контролем и заехать в боксы для смены резины.

Износ резины на каждой трассе различен. На него влияют покрытие трассы, количество поворотов, их радиус и тип бэнкинга. Нагрузка на внешние и внутренние колеса также различается. Из соображений безопасности состав резины для каждой гонки выбирается совместно техническими представителями НАСКАР и поставщиком шин (в Кубке Некстел единственным поставщиком является компания Goodyear).

Одной покрышки хватает примерно на 75-100 миль. Стоимость одной покрышки составляет примерно 350 долларов.

Колеса крепятся к машине пятью гайками. При этом на пит-стопах для более быстрой смены колес, гайки заранее приклеивают к колесным дискам.

Машина НАСКАР Кубка Некстел в боевой конфигурации без пилота должна весить не менее 1540 кг.