HEMI - «Полусферическая» 7,0-литровая легенда
История - HEMI - «Полусферическая» 7,0-литровая легенда

«Полусферическая» 7,0-литровая легенда от Chrysler

«Полусферическая» 7,0-литровая легенда от ChryslerHEMI 426 можно было заказать за дополнительные 1100 долларов ко многим моделям, и он поставлялся либо с 4-скоростной ручной коробкой передач, либо с автоматической трансмиссией Torque Flite.

23 февраля 1964 года три автомобиля Plymouth с двигателями с полусферической камерой сгорания, а также Dodge с аналогичным двигателем, заняли первые четыре места на гонке Daytona 500 в США. Это была сногсшибательная победа, которая наделала много шума в гоночном мире NASCAR. Весть об этом удивительно-чудовищном двигателе распространялась, как лесной пожар. Большинство энтузиастов подразделения Mopar (сокращенное от MOtor PARts) компании Chrysler, которое занималось запасными частями и обслуживанием, знали, что V8 двигатель с полусферической камерой сгорания с модельным номером 426 (426 HEMI) был далеко не первым, но однозначно лучшим двигателем на тот момент. Поскольку двигатели с полусферической камерой сгорания пятидесятых годов изначально были силовыми агрегатами для пассажирских автомобилей, то 426-й 1964 года выпуска задумывался как спортивный мотор с верхним устройством поддона картера. Основной целью этого двигателя была громкая победа на гонках NASCAR и доминирующее присутствие в драг-рейсе, чего, собственно, и удалось добиться.

Chrysler стал основоположником закона в книге правил гонок NASCAR в части, касающейся минимальной продолжительности выпуска моторов. Однако 426-й оказался слишком успешным. Эта модель как бы насмехалась над соревнованиями. Вместо того чтобы строить несколько сотен спроектированных двигателей с полусферической камерой сгорания, Chrysler должен был теперь производить тысячи и использовать их в серийном производстве автомобилей. На то время концерн уже вложил слишком много сил и денег в разработку двигателя с полусферической камерой сгорания, чтобы уйти из гонок NASCAR навсегда (правда, в 1965 году в гонках Chrysler все-таки не участвовал). Компания адаптировала двигатели с полусферической камерой сгорания HEMI для езды по городским улицам, создав 426 Street HEMI.

Городская модификация двигателя была представлена в 1966 году в моделях Plymouth Satellite , Plymouth Belvedere, Dodge Coronet и Dodge Charger . Оба двигателя были очень похожими: изготавливались из чугуна одного и того же сорта, а также отичались одинаковым диаметром отверстия и ходом поршня 4,25х3,75 дюйма. Кованный, усиленный и закаленный азотом коленчатый вал, кованные алюминиевые поршни, коренные подшипники с корпусами дополнительной фиксации, усиленные шатуны, чугунные головки цилиндров и механические толкатели клапанов – вот далеко не полный список запасных частей, идентичных как в городской, так и в гоночной модификациях двигателей. Главное отличие между городской (Street) и гоночной (Race) модификациями – впускной и выпускной коллекторы. На спортивной модификации двигателя в 1964-1965 году был обыкновенный алюминиевый двухплоскостной впускной коллектор с четырьмя камерами на одной выхлопной трубе. Гоночная модель 1966 года оснащалась алюминиевым неполым поршнем нагнетательного насоса с четырьмя камерами на выхлопной трубе. Для дрэг-рейсинга в модели HEMI V8 1964 года использовался алюминиевый двухплоскостной четырехкамерный заборно-кессонный впускной коллектор. В модели 1965 года применялся тот же коллектор, сделанный из магния; и в целях уменьшения веса использовался алюминий в изготовлении головок цилиндров. На спортивной модели стоял чугунный выпускной коллектор с трубами диаметром 2,5 дюйма, которые в свою очередь прикручивались к головкам цилиндров. Длина варьировалась от 30 до 40 дюймов (от 76,2 до 101,6 см.)

Если на гоночную версию двигателя Race HEMI устанавливался один четырехкамерный карбюратор, то городская версия поставлялась с двумя 4-камерными карбюраторами, установленными на алюминиевом двухплоскостном впускном коллекторе. Степень сжатия была уменьшена до 10,25:1, к тому же теперь вместо алюминиевых головок использовались чугунные. Распредвал теперь имел ход 276 градусов как на впуск, так и на выпуск, по сравнению с 328 градусами на гоночной версии HEMI 1966 года. Перекрытие клапанов составляло 52 градуса на городском двигателе и 112 градусов – на гоночном. Подъем впускного и выпускного клапанов составлял 0,48 дюйма (12.19 мм) и 0,46 дюйма (11,68 мм) соответственно, тогда как на трековой модели HEMI подъем и впускного и выпускного клапанов составлял 0,596 дюйма (15,14 мм). Клапанные пружины на городской версии HEMI были мягче, чтобы уменьшить износ распредвала. В городской версии Street HEMI использовались гоночные клапаны: впускной диаметром 2,25 дюйма (57,15 мм) и выпускной диметром 1,94 дюйма (49,28 мм). Несмотря на все эти изменения, заявленные мощность и крутящий момент дорожной версии остались на уровне 425 л.с. при 5000 об./мин и 664.4 Нм при 4000 об./мин. Но технические характеристики мотора были умышленно занижены: на самом деле мощность достигала 500 лошадиных сил.

HEMI 426 можно было заказать за дополнительные 1100 долларов ко многим моделям, и он поставлялся либо с 4-скоростной ручной коробкой передач, либо с автоматической трансмиссией Torque Flite. Все модели двигателя 426 HEMI обладали гарантией 1 год или 12 000 миль (19 310 км) пробега вместо стандартной гарантии на 5 лет / 50000 миль (80470 км) пробега. Более того, даже эта гарантия аннулировалась, если автомобиль «подвергался экстремальным нагрузкам» (например, использовался для дрэг-рейсинга).

426 HEMI претерпел несколько изменений за время своего существования. В 1968 году у него появился распредвал со слегка увеличенным ходом, новые клапанные пружины и несколько нововведений, уменьшивших расход масла. Его мощность, которая была в районе 500 л.с., не изменилась. В 1970 году на моторе с полусферическими камерами сгорания появились гидрокомпенсаторы вместо эксцентриков. В 1971 году, когда MOPAR снял с производства несколько других своих мощных двигателей, HEMI оставался без изменений, но это был последний год существования классического 426 HEMI.