Да будет свет!
Техника - Электроника

Да будет свет!

Стремительно развивающееся направление автомобильного тюнинга дает в руки автолюбителям множество новых инструментов для настройки своей машины. Одно из модных нынче течений — замена штатных фар и фонарей на альтернативные. Понять тюнеров можно. Так, популярная вазовская «десятка» начала проектироваться свыше 20 лет назад и уже более 10 лет, как прописалась на конвейере. А альтернативная оптика дает возможность безболезненно провести легкий «фэйслифтинг» устаревшего облика, что сделает автомобиль тем самым единственным и неповторимым, попутно подчеркнув индивидуальность его владельца.
В большинстве своем тюнинговые фары по дизайну выигрывают у штатных, а выполнение блок-фары за единым прозрачным «рассеивателем» из поликарбоната исключает неприглядный зазор с «поворотником». Вместе с тем грамотный подход к тюнингу требует выполнения принципа «Не навреди!», или, иными словами, ни одно изменение в конструкции не должно ухудшать заложенные эксплуатационные характеристики автомобиля, в частности, освещение, напрямую отвечающее за безопасность движения. Для того чтобы определить, как у альтернативщиков обстоят дела со светом, редакция закупила все представленные на рынке «десятые» фары и с этим объемным грузом отправилась в московский Научно-исследовательский институт автомобильной электроники и электрооборудования (НИИАЭ).
Не рекомендуется для прочтения лицам, использующим на своем автомобиле элементы тонировочной пленки на фарах и фонарях.
Соискатели
Невольными соискателями звания «фара автомобильная» стали пять комплектов блок-фар. О владельцах «десяток» позаботились компании Pro.Sport (2 комплекта), Street Storm и «АвтоИнтерСвет». Один комплект с раздельным «поворотником» продавался под брендом Sonar.
Любопытно, что копия сертификата прилагалась только в коробке фар «АвтоИнтерСвет». Попытки взглянуть на этот документ других изделий побуждали продавцов делать звонки, после которых нам предлагалось немного подождать, мол, сейчас привезут. Однако после 20-минутного ожидания увидеть вожделенную бумажку так и не удалось… Вообще-то отсутствие сертификатов и соответствующей маркировки уже не дает этим фарам права устанавливаться на автомобиль. Но что там бумажка? Бюрократия. Мы решили дать им шанс — может, светят они нормально?
Для полноты будущей картины мы прихватили с собой и два комплекта фар, которыми «десятки» комплектуются на конвейере. Всем подопечным присвоили порядковые номера (см. иллюстрации), и в дальнейшем мы будем обращаться, как «образец №…».
Все автомобили Lada 110, сходящие с конвейера АВТОВАЗа, комплектуются двумя типами фар: первая – 2110-3711010/011 производства предприятия «Автосвет» (г. Киржач) и вторая – 2110-3711010/011-02 производства компании «Аутомотив Лайтинг» (холдинг «Automotive Lighting»), в недалеком прошлом именовавшейся «Bosch Рязань». Разные фары и по конструкции. Первая – проекторного типа со стеклянной линзой, вторая – прожекторная.
Под знаком «Е»
Надо заметить, что все, что касается автомобильных световых приборов, подлежит обязательной сертификации. И это естественно — опознание автомобиля в темное время суток, видимость, понимание действий водителя, предупреждение об опасности — все это вопросы безопасности. Анализ отечественной и зарубежной статистики показывает, что в темное время суток аварийность выше дневной примерно в три раза, а последствия гораздо тяжелее. Если последствия оценивать в материальном ущербе, то он выше в 3,5 раза. К сожалению, в человеческих жизнях данных нет.
Не случайно более 30 процентов Правил ЕЭК ООН касаются непосредственно световых приборов. Правила регламентируют светораспределение, число, расположение световых приборов и даже место и шрифт нанесения на них соответствующих обозначений.
Начиная с восьмидесятых годов, Россия тоже участвует в Женевском соглашении 1958 г., поэтому значок «Е» на фаре является обязательным. «Е» — это знак поверки, выданный национальным органом сертификации (для Германии это Е1, для России – Е22, для Кореи – Е51…). Наличие знака поверки на корпусе говорит о соответствии изделия международным требованиям. То есть существует международное признание, и к выданному, к примеру, Белоруссией знаку претензий в Европе быть не должно. В России исключительное право выдавать знак «Е» принадлежит тому самому НИИАЭ, в испытательную лабораторию световых и звуковых приборов которого мы прибыли для проверки альтернативных фар.
Испытания
Испытания проводились в лаборатории на установках для фотометрирования фар по принятым методикам. На расстоянии 25 метров от установки для ближнего света расположен контрольный экран, размеченный для фар в соответствии с Правилами ЕЭК ООН (см. рис.).
На рисунке можно увидеть положения основных контрольных точек экрана на перспективном виде дороги. Точка B50L отвечает за ослепление встречных водителей. Нормированная величина освещенности в этой точке не выше 0,4 лк, но для серийной продукции, а именно таковой являются наши фары, допускается отклонение +/- 20%, поэтому максимальная освещенность, принятая за норму в этой точке, 0,48 лк (подобное отклонение действует и для других точек). Здесь чем меньше это значение, тем лучше.
Точки 50R и 75R – это фактически освещение правой обочины (мин. 12 (9,6) лк). Важная характеристика, так как именно с обочины на дороге появляются пешеходы и животные.
Точка Н — дальний свет (минимум 48 (38,4) лк).
Вообще к фарам предъявляются довольно противоречивые требования. С одной стороны, она должна хорошо освещать дорогу, с другой — не слепить встречных водителей. Насколько участники теста справились со своей задачей, можно узнать из сводной таблицы, составленной из протоколов испытаний.
По дальнему свету результаты получились более-менее ровные, за исключением образца №6, показавшего выдающиеся способности по этой дисциплине. Немного не дотянул до нормы образец №3, на грани оказался №2. Но что там дальний, на дорогах при такой интенсивности движения включать его приходится не часто. Гораздо важнее ближний свет.
Тут ситуация не столь однозначная. Явный лидер, правда, тоже есть — образец №1 — практически двукратное увеличение освещенности обочины! Очень близко к нему подобрался №7. А вот лидер по дальнему свету (№6) экзамен завалил, показав в точке 75R недопустимо низкие значения. Кроме того, у шестого плохая светотеневая граница и сильное ослепление встречных водителей. В норму спокойно уложился образец 2. №5 не дотянул до нормы немного, а вот 3 и 4 светят никуда не годным образом. Езда с ними ночью просто опасна.
Между тем ближний и дальний свет не единственные характеристики блок-фары. Здесь же есть еще габаритный огонь и указатель поворота, которые должны обладать определенной силой света под разными углами зрения.
По сигналам поворота соответствуют правилам образцы 1, 3, 6, 7. В два раза ниже нормы сила света образцов 4 и 5, а «поворотники» №2 вряд ли донесут ваши намерения до других участников дорожного движения – всего 14% от нормы. Плачевный результат вызван исполнением указателя поворота на светодиодном модуле.
По габаритным огням ситуация еще хуже. Соответствуют нормируемым требованиям только 1, 6, 7. А образцы №2 и №4 оценивать просто не корректно, у них голубые ободки габаритов загораются одновременно с желтыми светодиодами указателя поворота. Со стороны кажется, что у такого автомобиля постоянно включены желтые указатели поворота, что может ввести в заблуждение остальных участников движения. Габаритный огонь желтого цвета запрещен ПДД, и автомобиль с такими фарами не может быть допущен к эксплуатации. Кроме того, в соответствии с Правилом №48 ЕЭК ООН передний габаритный огонь должен излучать белый свет.
Не светом единым
Со светом фар вроде бы разобрались, но ведь фары еще надо подключить, отрегулировать, обслуживать в будущем и т.д. Немаловажно, как фары изготовлены. Так, в результате внешнего осмотра и изучения конструкции мы сделали ряд наблюдений.
По качеству изготовления
Фары 1, 5, 6 и 7 сделаны добротно и достаточно качественно. У образцов 3 и 4 вызывает подозрение покрытие рефлекторов дальнего света. Больше всего замечаний к №2, у которого технологическое отверстие в задней части корпуса залеплено пластилином (видимо, для создания герметичности!), регулировочные винты выполнены из стали без защитного покрытия (не надо быть пророком, чтобы предсказать скорое появление коррозии), дренажные отверстия в корпусе заклеены тканью (ткань со временем может отклеиться, и изделие потеряет герметичность). Такой же недостаток у образца 3.
По удобству регулировки светового потока
Легко рукой можно отрегулировать свет на образцах 1, 6 и 7. Ручная регулировка предусмотрена и в образцах 2 и 4, но слишком большое усилие на регулировочных ручках сделают эту операцию затруднительной. На образцах 3 и 6 свет регулируется только отверткой горизонтально к корпусу фары, так что могут возникнуть трудности по доступу.
По подключению к бортсети автомобиля
Образцы 1, 6 и 7 подключаются к разъему, расположенному в корпусе фары, через штатную колодку. У №2 из корпуса на проводах выходит довольно массивное реле непонятного назначения, которому придется искать дополнительно место размещения под капотом. У 3 и 5 разъем с проводами не закреплен на корпусе, а находится в подвешенном состоянии. №5, помимо разъема, имеет выведенные провода без колодки для «ангельских глаз». Подключай куда хочешь? Но это все ерунда по сравнению с безобразием проводки номера 4. У него провода от всех световых элементов сходятся к подвешенной колодке, четыре провода от «глазок» с зачищенными концами торчат просто так, от колодки провода идут к подвешенному реле, от реле – к висящему предохранителю, провод которого, по всей видимости, надо подключить к массе…
По удобству замены ламп
Легко поменять все лампы в «заводских» фарах 1 и 6. У образца 4 неудачные пружины под лампы ближнего и дальнего света (плохо отпираются и неплотно держат лампы). В образце 7 сложно заменить лампу габаритного огня. У образца 3 для замены диодов под «глазки» придется снимать фару с автомобиля, так как крышки расположены в нижней части корпуса. В №5 вообще не предусмотрена возможность замены диодов под «глазки». Та же история с образцом 2, но, кроме этого, «поворотник» выполнен полностью на светодиодах, которые тоже невозможно заменить! То есть вопрос замены перегоревшего габарита или указателя поворота сводится к замене фары!
По сертификации и маркировке
Все необходимые маркировки и знаки сертификации по Правилам ЕЭК ООН содержатся на фарах 1, 6 и 7. Образец 4 имеет маркировку сертификации Е11 (Великобритания) на каждом элементе ближнего, дальнего света и указателя поворота, что совсем неправильно. Но и надписи неправильной маркировки вызывают недоумение! Так, на элементе дальнего света написано 02 В — что по Правилам ЕЭК ООН означает противотуманную фару?! На указателе поворота 2а — что означает задний указатель поворота? Все это вызывает сомнение в подлинности проставленных знаков.
На остальных образцах сертификационная маркировка вообще отсутствует, видимо, товар не сертифицирован по Правилам ЕЭК ООН и по действующим правилам его применение на автомобилях запрещено.
По возможности подключения гидрокорректора
Таковая имеется у образцов 1, 2, 6, 7. Остальные такой возможности не имеют. Учитывая, что выпуск автомобилей без корректора фар давно запретили и что его наличие является обязательным по Правилам ЕЭК ООН, можно говорить о несоответствии №№ 3, 4, 5.
Выводы
Однако пора делать выводы. Безусловный лидер теста — фара производства «Автосвет» (г. Киржач). Хоть и поругивают АВТОВАЗ за низкое качество, комплектующие вазовских автомобилей на высоком уровне. Если б не устаревший дизайн…
Смело можно устанавливать на автомобиль альтернативную оптику от московской компании «АвтоИнтерСвет». Ее светотехнические параметры немногим уступают киржачскому изделию, но имеют более свежий и привлекательный дизайн. К сожалению, из всех «альтернативщиков» только эти фары могут полноправно называться фарами.
Неплохие по качеству фары производят в Рязани. Если бы не слабое освещение обочины и повышенное ослепление встречных водителей.
Ну а с другой альтернативной оптикой ездить просто опасно… Наверное, можно назвать «лучшего из худших». На наш взгляд, несколько выделяются из общей массы по освещению фары Pro.Sport (№2). В остальном судите сами — факты и цифры перед вами.