Электрический Топливный Насос. Конструкция. Работа. Неисправности
Техника - Двигатель

Электрический Топливный Насос. Конструкция. Работа. Неисправности

Топливный модуль

Рисунок 1. Топливный модуль

Электрический топливный насос применяется на впрысковых двигателях для подачи топлива от топливного бака к форсункам. Насос должен подавать топливо под высоким давлением, так, чтобы форсунки могли распылить топливо в двигателе. Топливное давление должно быть в пределах спецификаций для каждого двигателя, чтобы работа двигателя была корректной. Слишком малое давление может привести к «топливному голоданию» двигателя, перебоям в работе двигателя, чрезмерным вибрациям или остановке двигателя под нагрузкой. Слишком большое давление является причиной неровной работы двигателя, излишне обогащенной смеси и чрезмерного загрязнения окружающей среды.

Электрические топливные насосы обычно устанавливаются в топливном баке, хотя некоторые могут быть установлены и за его пределами. некоторых автомобилей может быть установлено два топливных насоса (топливный насос внутри бака и главный топливный насос снаружи). Местоположение насоса в топливном баке способствует приглушению жужжащего шума, производимого электрическим двигателем насоса. Погружение насоса в топливо способствует смазке и охлаждению двигателя топливного насоса. Езда с топливным баком заполненным менее чем на ? его объема может сократить жизнь насоса и послужить причиной быстрого его перегрева. Это также увеличивает риск для насоса во время резкого ускорения или торможения оказаться без топлива.

Насос обычно является частью модуля, который также включает в себя поплавок, передающий электрические сигналы на указатель уровня топлива, расположенный на приборной панели. Если топливный насос нуждается в замене, то он может быть заменен отдельно или модуль целиком (это дороже, но намного легче).

Электрические топливные насосы имеют различные конструкции. Некоторые старые конструкции использовали принудительное вытеснение из циркуляционной камеры насоса. Этот тип насосов может производить очень высокое давление и постоянный расход. Но на выходе из насоса топливо имело сильную пульсацию давления, поэтому часто в топливной магистрали после насоса устанавливали гаситель для уменьшения амплитуды пульсации давления топлива. Циркуляционная камера насоса также может быть установлена вне топливного бака и использоваться со вторым насосом низкого давления, установленным в топливном баке.

Другой тип насоса принудительного вытеснения – насос «джеротор». Эта конструкция подобна конструкции масляного насоса и использует смещенный ротор для проталкивания топлива через насос.

Другая вариация роликового насоса – лопастной насос. Лопасти используются вместо роликов для проталкивания топлива через насос.

Большинство современных автомобилей используют насос турбинного типа. Лопатки рабочего колеса проталкивают топливо через насос. Насосы турбинного типа не производят пульсаций давления, менее сложны в производстве и более надежны в работе.

Электрический топливный насос турбинного типа Bosch

Рисунок 2.Электрический топливный насос турбинного типа Bosch, работающий при оборотах свыше 7000 об/мин

Заменять топливный насос можно не оригиналом. Главное, чтобы топливный насос выдавал точно такое же рабочее давление и имел точно такой расход топлива, как оригинал. Использование неподходящего по рабочим характеристикам топливного насоса может быть причиной ухудшения эксплуатационных качеств автомобиля.

Как Работает Электрический Топливный Насос. При включении зажигания, электронный блок управления возбуждает реле, которое подает на топливный насос напряжение. Электродвигатель топливного насоса начинает вращаться и в течение нескольких секунд в топливной системе создается необходимое давление. Топливо подается во впускной канал насоса через сеточный фильтр, для задержки ржавчины и грязи. На выходе насоса, топливо проходит через запорный клапан одностороннего действия (клапан поддерживает остаточное давление в системе, когда топливный насос не работает) и подается к двигателю через топливную магистраль и фильтр.

Топливный фильтр улавливает любую ржавчину, грязь и другие твердые загрязнители, которые прошли через насос, чтобы препятствовать попаданию этих частиц в топливные форсунки.

Далее топливо попадает в топливную рампу, расположенную на двигателе и от рампы к каждой топливной форсунке. Регулятор давления топлива, расположенный на рампе, поддерживает давление топлива и сбрасывает излишки топлива в бак.

Запустив двигатель, топливный насос начинает работать непрерывно и продолжает качать топливо пока работает двигатель. Если двигатель остановится, то на электронный блок управления поступить сигнал от датчика коленчатого вала ДПКВ и ЭБУ выключит насос.

У многих автомобилей (особенно Форды) есть инерционный аврийный выключатель, который отключает топливный насос в случае аварии. Это предусмотрено для уменьшения риска возникновения пожара при разрыве топливной магистрали. Для возвращения аварийного датчика в исходное состояние необходимо нажатием кнопки перезагрузки на датчике.

На старых автомобилях топливные насосы работают с постоянной частотой вращения. В более новых конструкциях частота вращения топливного насоса варьируется электронным блоком управления, чтобы наиболее точно соответствовать потребности двигателя в топливе.

Неисправности Топливного Насоса. Топливный насос может выйти из строя по следующим причинам:

- при наличии загрязнений внутри топливного бака (грязь или ржавчина);
- при движении без топлива;
- в результате перегрева (при постоянном движении с низким уровнем топлива в баке);
- при низком напряжении (проблемы с электропроводкой);
- в результате перегрузок (при засоренном топливном фильтре чрезмерное сопротивление фильтрующего элемента может вызвать перегрузки электродвигателя насоса).

Чем тяжелее условия работы топливного насоса, тем больше требуется электрической энергии для его работы.

Электрический топливный насос часто выходит из строя без каких-либо предупреждений. Вы может прекрасно ехать на автомобиле, не предчувствуя беды и в течение одной минуты насос выходит из строя, двигатель сразу глохнет и машина встает посреди дороги. Или утром вы идете заводить автомобиль но двигатель просто не заводится.

По каким признакам можно предугадать поломку топливного насоса? Один из способов это прислушаться к шуму насоса при включении зажигания. Полное отсутствие шума говорит о том, что насос не работает. Отказ может быть вызван неисправностью самого насоса, неисправностью реле топливного насоса, плавкого предохранителя или отсутствием напряжения питания насоса.

На большинстве автомобилей при отказе топливного насоса не загорается «Check Engine». У большинство современных двигателей имеется штуцер для проверки давления топлива на рампе форсунок. Подключение топливного манометра к штуцеру запорного клапана быстро покажет производит ли насос давление или нет. На двигателях у которых отсутствует штуцер проверки давления, измерить давление можно установкой тройника в топливную магистраль в месте соединения с рампой. Если манометр показывает ноль – то насос не работает. Если давление будет меньше номинального, то необходимо будет провести дальнейшую диагностику для выявления причины пониженного давления.